Использование аналогии в обучении. Открытие опытной мастерской. Работа исследовательских групп. Выводы. Обсуждение. Презентация Полиной Е.М.
Открытие опытной мастерской
Словарь Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между предметами, явлениями, понятиями.
Письмо инженера Френклахта. Инженер Григорий Френклах специально для детей 3- 4 лет придумал серию игр «Подражайка». Игру начинает мама и папа, ребёнок вначале только слушает, а потом сам участвует в игре. игра «Часть – целое». Папа говорит: «Стул», мама: «Ножка»; папа говорит : «Телевизор», мама: «Кнопка»; папа: «Книга», мама: «Страница»; папа: «Кошка», ребёнок: « ». Таким образом ребёнок сам, без объяснений понимает правила игры, продолжая игру по аналогии. Хвост!
Продолжи игровой ряд и поясни его. - мяч – скачет, воробей – чирикает, … - помидор – красный, крокодил – зелёный, … - кот – он, лягушка – она, … - курица – петух, кабан – свинья, … - фрукты – яблоко, города – Париж, … - шарик – резина, лампочка – стекло, … - медведь – берлога, птица – гнездо, … - добрый – злой, весёлый – грустный, … - четыре – пять, вторник – среда,…
Использование аналогии в обучении математике. Задача. «В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько всего детей?» Какая из следующих задач является аналогичной данной? Задача 1. Девочки нашли 8 шишек, а мальчики в два раза больше. Сколько шишек нашли мальчики? Задача 2. В одном автобусе ехали 10 пассажиров, а в другом – 15. В каком ехало больше и на сколько? Задача 3. На полке лежало 3 красных мяча и 4 синих. Сколько всего мячей лежало на полке?
на первую - по содержанию (тоже про мальчиков и девочек), на вторую – по числам, на третью – по способу решения. Но выражение «аналогичная данной» означает не просто похожая, а похожая по существенным признакам. Для задачи существенным признаком будем считать способ решения. Значит, аналогичной будет задача…
Существенный признак – такой, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, без которого данный предмет существовать не может, который выражает коренную природу предмета и тем самым отличает его от других родов и видов.
Задача. «В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько всего детей?» Задача 3. На полке лежало 3 красных мяча и 4 синих. Сколько всего мячей лежало на полке? Задача 1. Девочки нашли 8 шишек, а мальчики в два раза больше. Сколько шишек нашли мальчики? Задача 2. В одном автобусе ехали 10 пассажиров, а в другом – 15. В каком ехало больше и на сколько?
Использование аналогии в устной речи «Я вам расскажу про медведя. Медведь – это крупное животное коричневого цвета, которое живёт в лесу. Он любит мёд и малину. Зимой медведи спят».
Существенный признак для рассказа – это наличие плана, и аналогичным будет рассказ про любое живое существо в такой же последовательности: название, размер, цвет, среда обитания, питание. План: - название, - размер, - цвет, - среда обитания, - питание
Упражнение «Аналогии» Дано несколько примеров аналогии, среди которых есть ошибочные. Нужно их найти и исправить. Примеры аналогий: Носок относится к другому носку, как лыжа к другой лыже. Друзья относятся к врагам – как сахар к соли. Листья относятся к деревьям, как кирпичи к домам. Квадраты относятся к прямоугольникам, как круги к овалам.
Упражнение «Проверь себя». Лес: деревья = Библиотека: … ( город, библиотекарь, книги) Лес: деревья = Библиотека: книги Нож: металл = стол: … (Плотник, стул, дерево) Нож: металл = стол: дерево
Рассмотрите пары слов и найдите аналогии. Вставьте пропущенные слова. бассейн: плавание = больница: … (доктор, лечение, больной) паровоз: вагоны = конь: … (телега, конюшня, лошадь) запад: восток = обмеление: … (засуха, дождь, наводнение) холодно: горячо = движение: … (ноги, покой, воздух) лечение телега наводнение покой
Аналогия в жизненных ситуациях
Выводы Умение рассуждать по аналогии, выделять закономерности важно не только в учёбе, но и в жизни. Всё зависит от собственной позиции, своего отношения. Если настроишься на неприятности – они часто и случаются. Значит, надо думать о хорошем и желать только хорошего!
Всего хорошего!