Образ «маленького человека» в русской и якутской литературе По произведениям Михаила Зощенко и Софрона Данилова
Цель: - выяснить сходство и различие в изображении «маленького человека» Задачи: - узнать о писателях - выяснить, что означает термин «маленький человек» - прочитать рассказы М. Зощенко, Софрона Данилова - найти черты сходства и различия в изображении «маленького человека»
В 19 веке «маленький человек» - это герой, который замыкался в себя, уходил в себя. Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости. Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени. Н.М.Карамзин А.С.Пушкин Н.В.Гоголь А.Е.Кулаковский А. И. Софронов Н.Д.Неустроев
Якутская литература в начале 20-го века началась с показа образа «маленького человека» Писатели А.Е.Кулаковский, А. И. Софронов, Н.Д.Неустроев в своих произведениях показали беды и страдания «маленького человека». Поиск социальной справедливости усилил гуманистическую направленность якутской литературы. Продолжили эту тему в 20-х годах писатели Кундэ в рассказе «Марба», Суорун Омоллоон в рассказе «Аанчык».
Михаил Зощенко-русский писатель-сатирик начала 20 века. Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о «маленьком человеке», берущую начало из гоголевской «Шинели». Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться «большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», гоголевский чиновник превращен в советского служащего, для которого выигрыш в лотерею становится пределом земных мечтаний, как в свое время новая шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина.
Значит, в русской литературе 20-х годов понятие «маленький человек» уже изменился. Это не забитый, униженный человек, который в свою защиту не может ничего сделать, а человек темный, невежественный, с первобытными представлениями о свободе, мелкий приобретатель. Такой подход к раскрытию образа «маленького человека» я вижу в сатирических рассказах Софрона Данилова.
Софрона Данилова, я считаю, тоже можно назвать писателем-сатириком. Его сатирические рассказы – это рассказы, в которых писатель говорит о невежестве, грубости, лицемерии, о людях с мелкими интересами. Оба писателя выбрали малую форму произведения, наверно, потому что они непосредственно откликаются на события дня, ярче передают злободневные факты, свои наблюдения. События, о которых говорится в рассказах, разворачиваются везде: на улице, в конторе, в клубе и т.д.
Михаил Зощенко Софрон Данилов Объект сатиры темный, невежественный человек, житель большого города житель деревни Речь героев язык улицы, искаженным до неузнаваемости, речь человека, уверенного в своей правоте Грубая, речь всезнающего человека
Прочитала рассказы М.Зощенко «Аристократка», «Стакан», «Галоши» Софрона Данилова «Уерэппит», «Бэйэтин бэйэтэ», «Сааба Сатыырап», «Учугэй иитиилээх» ки 4 и». Проблемы, поставленные в рассказах М.Зощенко и С.Данилова актуальны и сейчас. Ведь и сейчас много людей, которые тратят свои силы на борьбу с мелкими житейскими проблемами