М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
П ОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ В.В. Давыдов
П ОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению. Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)
А КТУАЛЬНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
Р АЗДРОБЛЕННОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В XVII-XVIII ВВ. Исаак Ньютон ( ) – физика Жан Батист Ламарк ( ) – биология Карл Риттер ( ) – география
Н ОВЫЕ ВЫЗОВЫ XXI В.
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.,
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( ПО А.Г. А СМОЛОВУ ) Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - универсальные учебные действия (личностные, познавательные и регулятивные); - межпредметные понятия.
Л ИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.
Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.
П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: - общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО А.В. Х УТОРСКОМУ ) «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры мета предметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа пере открывания знания на разном учебном материале.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая над предметна и носит универсальный характер (отсюда и название мета предметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАК » Основная задача метапредмета «Знак» : формирование у школьников способности схематизации.
М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАНИЕ » Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
М ЕТАПРЕДМЕТ «П РОБЛЕМА » Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
М ЕТАПРЕДМЕТ «З АДАЧА » Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
В ЫВОДЫ 1. В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании. 2. Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы. 3. В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Это интегрированное занятие.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Вдумчивая работа с понятием.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Методические приёмы и соответствующие им формы: неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии, коллективная игра в мыслительный эксперимент.
П РИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ 1. Определение и понятие. 2. Рисунок и схема. 3. Знание и информация. 4. Цель и задача. 5. Роль и позиция. 6. Модель и способ. 7. Содержание и форма. 8. Знание и незнание. 9. Порядок и хаос. 10. Изменение и развитие. 11. Простое и сложное.
Л ИТЕРАТУРА Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, с. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998.
Л ИТЕРАТУРА Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся классов. – М
З АДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Разработка метапредметного занятия. 2. Разработка дидактических материалов по учебному предмету в рамках метапредмета «Проблема». 3. Включение одного из методических приёмов в логику предметного занятия. 4. Подготовка вопросов по использованию метапредметного подхода в практической деятельности.