Воспитательная система школы Образовательная программа ИРО «Управление развитием воспитательных систем»
Сободчиков В.И. « Воспитание, становление человека, развитие собственно человеческого в человеке – первейшая и фундаментальная цель и ценность современного российского образования».
Шрейдер Ю.А. «Самая страшная из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке»
Л.И. Новикова "Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат".
В.А.Караковский "Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы."
Е.Н. Степанов «Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся".
Черты воспитательной системы социальная педагогическая ценностно-ориентированная система целостная открытая целенаправленная сложная и вероятностная саморазвивающаяся и самоуправляемая
система социальная Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
система педагогическая Для решения задач используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
система ценностно-ориентированная Между педагогом и ребенком устанавливается взаимодействие, направленное на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа
система целостная состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое
система открытая имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают её функционирование и развитие
система целенаправленная При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл
система сложная и вероятностная Обладает большим количеством элементов и связей между ними, качественной сложностью ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.
система саморазвивающаяся и самоуправляемая Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.
Компоненты воспитательной системы цели, выраженные в исходной концепции деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров; субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среду системы, освоенную субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы
Цель воспитательной системы Основная её цель – личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей её основой.
Организационно-методические основы единая концепция развития школы, её устав; структура внутришкольного управления, направленная на развитие обучающихся; общешкольные традиции, функционирование школьных организаций, объединений;
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы образ учреждения в сознании учащихся, педагогов, родителей; образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы; психологический климат; самочувствие детей, педагогов в учреждении.
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы планирование; анализ результатов и внедрение их в дальнейшую практику
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы характер взаимоотношений между различными субъектами системы; Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки); авторитет учреждения в социуме