Повторение орфографии. Демонстрац..я, ц..тата, ц..фары, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц..н, репетиции..л, ц..рк, ц..почки ц..ган, ц..плёнок, кац..я.
Анализ предложения. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера.
«Виды сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи». Тема урока: «Виды сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи».
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи. В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы: I. Сочинение + подчинение. II. Сочинение + бессоюзная связь. III.Подчинение + бессоюзная связь. IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин) Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. [, (в которую… ), ], и [ ], (с кем… ) и (кому… ). 2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров) Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное. [ ] ; [ ], и [ ].
3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев) Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное. [ ], (что… ) : [ ]. 4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное. [, (когда… ), ], но [ ], (что… ) : [ ].
Эта тема встречается нам и в заданиях ОГЭ (задание 14) Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите его номер. (35) И чем больше он думал, тем больше стыдился. (36) Военный ему ничего не объяснил, но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (37) А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (38) Когда его спросили об этом опять, он вспомнил военного и сказал: (39) Я буду человеком!
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было. Конструирование предложений.
Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?
Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.
Д/З: § 37, упр. 214 выписать шесть многочленных сложных предложений из произведений В. В. Набокова или А.П. Чехова. Сегодня я узнал… Сегодня я узнал… Я научился… Я научился…