Подготовка к написанию сочинения на литературную тему в 11 классе Туманова Н.Ю. учитель русского языка и литературы МБОУ «Колюбакинская СОШ»
Критерии оценки формулировка темы; композиция; соразмерность частей сочинения; логика рассуждения; последовательность; доказательность; цитирование идея автора работы; стилевое единство; речевое оформление.
Этапы работы над сочинением 1) выбрать тему, определить понятия, входящие в название темы; определить предмет обсуждения; выбрать жанр работы; 2) определить идею будущего сочинения; 3) подобрать материал, соответствующий теме; 4) составить план; 5) написать черновой вариант сочинения; 6) отредактировать и переписать сочинение.
Классификация тем I. Сочинение-характеристика. 1. Характеристика одного героя. 2. Характеристика двух литературных героев. 3. Характеристика группы героев. 4. Обобщённая характеристика литературного типа. II. Сочинение литературно-критическое. Анализ определённой темы. Характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя. Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения. Анализ критической статьи. Сочинение по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении. Анализ определённой проблемы. III. Сочинение на «свободную» тему.
Виды тем проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), анализ эпизода, сочинение по цитате, смешанные, свободные.
1. Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". "Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души"; "Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова- Щедрина"; "Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?"
Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
2. Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети". В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
3. Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы "Образ Петербурга в русской лирике серебряного века". "Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир". "Темное царство" в драме А.Островского "Гроза". "Москва и москвичи в изображении М.Булгакова".
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
4.Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема
Мастерство Л.Толстого в изображении истории. Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника". Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
5. Сочинение по цитате здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа
6. Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и не по "житейскому опыту", а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
Композиция сочинения Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.
Вступление Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
1. Академический «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости. Подходит не к каждой теме.
От «Я» «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции.
Киношный «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции.
Дневниковый «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»
Цитатный «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение.
Основная часть Главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Заключение Задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Выражение личной позиции Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа… Порой возникает недоумение: «Что мы можем сказать нового? Что мы умнее Белинского?» Необходимо помнить, что «своё» - всегда с издержками. Но, своего бояться, – от «себя отказаться!». Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность. Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому
Работа над черновиком. Переписывание сочинения. Писать хорошо – это вычёркивать плохо написанное. А.П. Чехов
Как работать над черновиком 1. свериться с планом: есть ли отклонения? Возможно, какие-то части работы прописаны недостаточно полно, что-то, возможно, надо исключить…, 2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение, 3. проверить, правильно ли выделены абзацы, 4. постараться избежать общих фраз (Замените имена и названия. Получится? Следовательно, сочинение состоит из общих фраз), 5. сделать стилистическую и речевую правку, 6. сверить цитаты с текстом произведения, 7. проверить орфографию и пунктуацию.
Переписывание При переписывании сочинения надо помнить, что сначала указывается число, название работы. Затем без кавычек тема (исключение представляют цитаты). Эпиграф пишется в правом верхнем углу без кавычек, обязательно указывается без скобок фамилия автора, после неё точка не ставится. План в чистовой вариант переписывать не рекомендуется. Чистые строчки нигде не оставляются. Необходимо обращать внимание на ясность начертаний, правильность переносов. Чтобы меньше было исправлений, сначала надо прочитать предложение целиком, а потом его переписывать.
Десятое сентября. Сочинение. Любовь - одно из лучших и возвышенных чувств человека. Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена И.А.Бунин