1. Структура и содержание среды функционирования предприятия 2. Методы стратегического анализа внешней среды предприятия 3. Методы стратегического анализа внутренней среды предприятия Лекция 3. Стратегический анализ (1) Неправский Александр Александрович моб
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Макросреда - факторы внешней среды, формирующие общие для всех предприятий страны (региона) условия функционирования, за которыми предприятие должно внимательно следить и реагировать на них. Макросреда включает природные, экологические, социальные, демографические, научно-технические, экономические, политические и международные факторы, которым свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. Микросреда - это среда прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и другие контактные аудитории. Внешняя среда предприятия
Внутренняя среда это часть общей среды, которая находится в рамках предприятия и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия Внутренняя среда это весь имущественный комплекс предприятия и события, происходящие с ним Внутреннюю среду можно подразделить на несколько условных сфер, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов предприятия, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие Внутренняя среда предприятия
Макросреда Микросреда Поставщики Потребители Контактные аудитории Природные факторы Политические факторы Экономические факторы Социальные факторы Предприятие Внутренняя среда Финансы Производство Персонал Маркетинг Научно-технические факторы Конкуренты Посредники Международные факторы Экологические факторы Менеджмент Структура внешней и внутренней среды предприятия
Методы стратегического анализа Методы анализа внутренней среды предприятия SWOT анализ Методы анализа внешней среды предприятия Портфельные методы стратегического анализа
Методы анализа внешней среды Модель пяти конкурентных сил М. Портера PESTEL-анализ P - политика E - экономика S - общество T – технология E – экология L – законодательство Карты стратегических групп Метод анализа конкурентных позиций предприятий в отрасли Конкуренция внутри отрасли между предприятиями Поставщики сырья, материалов, комплектующих и других ресурсов Потребители Влияние потребителей Влияние поставщиков Угроза появления новых конкурентов Угроза появления продуктов-заменителей Потенциальные новые конкуренты Предприятия из других отраслей, предлагающие продукты- заменители
Методы анализа внутренней среды Структура Стратегия Совмест- ные ценности Список навыков Системы Состав персонала Стиль Модель McKinsey «7S» Представление целостного взгляда на предприятие и возможности его развития Анализ цепочки стоимости и стратегический анализа издержек Цепочка создания стоимости М А Р Ж А П Р И Б Ы Л И Основные виды деятельности и связанные с ними издержки Вспомогательные виды деятельности и связанные с ними издержки Внутренняя логистика, логистика поставок сырья и материалов Производст- венная деятельность Сбытовая и распредели- тельная логистика Маркетинг и продажи После- продажное обслуживание Материально-техническое снабжение НИОКР, совершенствование технологий Управление человеческими ресурсами Инфраструктура предприятия SNW-анализ Качественная оценка стратегический позиций внутренней среды предприятия: (Strength - сильная, Neutral - нейтральная, Weakness - слабая)
Методы анализа внутренней среды Модель корпоративного профиля И. Ансоффа = + Корпоративный профиль Профиль способностей Конкурентный профиль Профиль предприятия 1 Идеальный профиль Метод анализа многомерных совокупностей Таблично-графическая модель корпоративный профиль в период t 1 (или компании 1) идеальный профиль
Портфельные методы стратегического анализа Модель BCG (2 х 2) - относительная доля рынка - темп прироста рынка Модель GE/McKinsey (3 х 3) - конкурентный статус предприятия - привлекательность рынка Модель ADL/LC (5 х 4) - стадии жизненного цикла рынка - конкурентная позиция предприятия Модель Hofer/Schendel (5 х 3) - стадии жизненного цикла рынка - конкурентная позиция бизнеса Модель Shell/DPM (3 х 3) - конкурентоспособность бизнеса - перспективы отрасли и бизнеса