Шарандина Валентина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 53» ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2015»
Халперн Д. …технология, которая отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, ее характеризует развитие у учащихся таких когнитивных навыков и умений, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО – ЭТО…
С 1997 г. технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России; В западной педагогики одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д., Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др. Из истории …
Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Структура технологии урока «Вызов»«Осмысление содержания» «Рефлексия» -активизация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)
Функции трех стадий технологии развития критического мышления: Вызов- мотивационная; - информационная; - коммуникационная. Осмысление содержания - информационная; - систематизационная; - мотивационная. Рефлексия- коммуникационная; - информационная; - мотивационная; - оценочная.
преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (либо цели будут самостоятельно поставлены учащимися); необходимо проанализировать учащимися то, что им знакомо; комбинирование индивидуальных и групповых форм работы; допускаются все мнения (и правильные и неправильные); проводится «свободная дискуссия»; идет мотивация учащихся Стадия «Вызова»
учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами; поддержка активных учащихся; осуществление контакта с новой информацией; сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями; акцент внимания на активный поиск ответов; обращение внимания на неясности; стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка … подготовка к анализу и обсуждению услышанного, увиденного и прочитанного Стадия «Осмысление содержания»
рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание и самооценку; рефлексия учителя; рефлексия учащегося; «взаимопонимание» будущих целей и перспектив Стадия «Рефлексии»
«Шесть шляп мышления»; Кластеры ( выделение смысловых единиц текста ); ИНСЕРТ ( маркировка текста значками:«» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос ); Дерево предсказаний ( ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы ); Чтение с остановками ( задать вопрос к блоку материала ); Схема «Фишбоун», концептуальная таблица, таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал», денотатный граф ( графическое отображение полученной информации ); «SWOT - анализ» важной проблемы; Синквейн; «Выглядит, как … звучит как …» «Бортовой журнал» ( обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют ); «Трехчастный дневник», «Гора успеха» и т.д. Разные технологические методы и приемы в рамках технологии РКМЧП:
Представление собственного педагогического опыта на различных уровнях: Региональная Интернет-конференция «Актуальные проблемы школьного исторического и обществоведческого образования» 2011 г.
Представление собственного педагогического опыта на различных уровнях: Открытое внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию школьников по теме «Что значит быть патриотом сегодня?» в рамках городского модуля «Духовно-нравственное воспитание» 2013 г.
Результативность реализации методической системы: Участники Первой Курганской городской Олимпиады школьников по избирательному праву и избирательному процессу 2008 г.
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся в рамках краеведческой конференции «Отечество» Победитель номинации «Уважительное отношение к национальным и культурным ценностям» 2008 г. Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся в рамках краеведческой конференции «Отечество» Призер (III место) в номинации «Военная история» 2011 г. Результативность реализации методической системы:
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся в рамках краеведческой конференции «Отечество» Победитель номинации «Лучший стендовый доклад», Призер (III место) в номинации «Культурное наследие» 2012 г. Результативность реализации методической системы: