О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): Моделирование, сравнительный, описательный, наблюдение, исторический, экспериментальный 1. Собирание и описание фактов 2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления. 3. Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели 4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия 5. Выявление закономерностей появления и развития организмов. 6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Ответ: 1. описательный 1. описательный 2. экспериментальный 2. экспериментальный 3. моделирование 3. моделирование 4. сравнительный 4. сравнительный 5. исторический 5. исторический 6. наблюдение 6. наблюдение
Сущность жизни и свойства живого вещества
Цели: Расширить знания об основных свойствах живого вещества, Расширить знания об основных свойствах живого вещества, чертах сходства и отличия живой материи от неживой; чертах сходства и отличия живой материи от неживой; сформировать знания об уровнях организации живой природы; сформировать знания об уровнях организации живой природы; продолжить развитие умений работать с текстом, продолжить развитие умений работать с текстом, составлять схемы и таблицы. составлять схемы и таблицы.
Что такое жизнь? Ф.Энгельс:Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. В это определение вошли два важных положения: 1)Жизнь тесно связана с белками. 2)Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь. М.В.Волькенштейн определяет это понятие так: Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот. из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Проблемный вопрос: Почему понятие «ЖИЗНЬ» Почему понятие «ЖИЗНЬ» является трудно определяемым является трудно определяемым в науке?
Критерии (свойства) живых организмов: Единство химического состава Единство химического состава «Открытые системы» «Открытые системы» Обмен веществ Обмен веществ Реакция на изменение факторов окружающей среды Реакция на изменение факторов окружающей среды Рост и развитие Рост и развитие Cамовоспроизводение Cамовоспроизводение Наследственность, изменчивость. Наследственность, изменчивость. Саморегуляция Саморегуляция Движение Движение
Уровни организации жизни: Биосферный Биосферный Биогеоценотический Биогеоценотический Популяционно – видовой Популяционно – видовой Организменный Организменный Ткано – органный Ткано – органный Клеточный Клеточный Молекулярный Молекулярный
Закрепление Почему существует множество понятий «ЖИЗНЬ», но нет ни одного краткого и общепринятого? Почему существует множество понятий «ЖИЗНЬ», но нет ни одного краткого и общепринятого? В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы? В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы? Согласны ли Вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в 21 веке? Ответ обоснуйте. Согласны ли Вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в 21 веке? Ответ обоснуйте. Почему живые организмы называют «открытыми системами»? Почему живые организмы называют «открытыми системами»?
Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации? Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации? Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе? Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе? Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи. Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете? Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?
Домашнее задание §3, с. 13 (читать)