Основные направления введения комплексного учебного курса ОРКСЭ Методист Муниципального бюджетного учреждения образования « Информационно - методический центр » Гулевич И. И
2 П Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые направлены на духовно - нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства. « Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики ». Д. А. Медведев
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция является методологической основой разработки и реализации ФГОС ОО. Концепция определяет : характер современного национального воспитательного идеала ; цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодежи ; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно - нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации ; основные социально - педагогические условия и принципы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. 3
Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации 4
Базовые национальные ценности патриотизм ; социальная солидарность ; гражданственность ; семья ; труд и творчество ; наука ; традиционные российские религии ; искусство и литература ; природа ; человечество 5
6 Правовые принципы, являющиеся фундаментальными для духовно- нравственного образования: свобода совести; отделенность религиозных организаций от государства; светский характер образования.
7 Конституция РФ, ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Конституция РФ, ст. 14: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отделенность религиозных организаций от государства Свобода совести
8 Светский характер образования
Основные принципы концепции курса Светский характер ; Светский характер ; Свобода и добровольность выбора модуля ; Свобода и добровольность выбора модуля ; Культурологический подход ; Культурологический подход ; Преобладание воспитательного аспекта ; Преобладание воспитательного аспекта ; Диалогический характер преподавания ; Диалогический характер преподавания ; Активные и интерактивные формы преподавания ; Активные и интерактивные формы преподавания ; Необходимость и возможность сотрудничества с родителями ; Необходимость и возможность сотрудничества с родителями ; Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. 9
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы : каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Воспитательный аспект. Освоение курса должно обеспечить : Понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей ; понимание их значения для жизни человека, семьи, общества. Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям. Формирование первоначального представления об отечественной религиозно - культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России ; Знание, понимание и принятие личностью ценностей : Отечество, семья, религия ; Укрепление веры в Россию ; Укрепление духовной преемственности поколений. 11
УЧЕБНЫЙ КУРС ОРКСЭ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ. ВСЕ ЕГО МОДУЛИ СОГЛАСУЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ, ТРЕБОВАНИЯМ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ДОСТИЖЕНИЕ КОТОРЫХ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРАНИЦАХ УЧЕБНОГО КУРСА, А ТАКЖЕ В СИСТЕМЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ, ПОНЯТИЙНЫХ, ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей ( законных представителей ) могут выбрать один для изучения : -« Основы православной культуры » -« Основы исламской культуры » -« Основы буддийской культуры » -« Основы иудейской культуры » -« Основы мировых религиозных культур » -« Основы светской этики » 12
Выбор модуля в образовательных учреждениях муниципального образования ЗАТО г. Североморск на учебный год модульчел. «Основы православной культуры» 95 «Основы исламской культуры» - «Основы буддийской культуры» - «Основы иудейской культуры» - «Основы мировых религиозных культур» 253 «Основы светской этики»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ 1. Нормативное обеспечение ; 2. Учебно - методическое обеспечение ; 3. Организационное сопровождение 4. Информационное сопровождение. 14
Нормативное обеспечение Федеральный уровень - Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности ; - Поручение Президента РФ Д. Медведева от г ; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. 84- р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений « Основы религиозных культур и светской этики »; - Приказ Министерства образования и науки РФ от « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089«; - Приказ Министерства образования и науки РФ от » О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312». Региональный уровень - Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от « О подготовке и организации введения в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Мурманской области комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики ». Муниципальный уровень - Приказ Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск от « О подготовке и организации введения в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики »; - Приказ Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск от « Об организации введения комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » ; - План работы по обеспечению введения в учебном году комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » в общеобразовательных учреждениях муниципального образования ЗАТО г. Североморск »; - Приказ Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск от « О создании городского методического объединения педагогов комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики »» 15
Приказ Министерства образования и науки РФ от « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312» Базисный учебный план Начальное общее образование 16
Локальные акты образовательного учреждения -« Об организации выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ » -« О назначении учителя - преподавателя комплексного учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики "»; - -« Об утверждении учебного плана » ( с учетом введения ОРКСЭ ); - -« О распределении учебной нагрузки » ( с учетом введения ОРКСЭ ); - « О формировании групп по изучению комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики »; - « Об утверждении перечня учебников и учебных пособий на учебный год » ( с учетом введения ОРКСЭ ); -« Об утверждении рабочих программ по комплексному учебному курсу « Основы религиозных культур и светской этики »»; - « Об организации введения в 2012/2013 учебном году комплексного учебного курса «« Основы религиозных культур и светской этики ». 17
18 Учебно-методическое обеспечение
Организационное сопровождение Создание методического объединения педагогов комплексного учебного курса ОРКСЭ. Информационная поддержка. Проведение мониторинга хода введения курса. Организация внутришкольного контроля. 19
20
Перспективы развития комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » 2012 г. Разработка методического обеспечения курса ( решение МКС от 19 сентября 2011 г.), включающего : 6 учебно - методических пособий для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями ( законными представителями ) обучающихся ; 6 рабочих тетрадей для обучающихся ; 6 комплектов мультимедийного сопровождения ( документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т. д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей ). 21
Перспективы развития комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы ( Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.). Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю ) Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно - исторического мира России 22
Перспективы развития комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » 2013 и последующие годы - Доработка программ и учебников ОРКСЭ для начальной школы - Разработка программ и учебников ОРКСЭ для основной школы в контексте модернизации системы школьного гуманитарного образования 23