«Игра как средство экологического воспитания дошкольников». Воспитатель МБДОУ «Воеводский детский сад «Калинка» I категории Емельянова Татьяна Дмитриевна
Проблемы: В результате наблюдений за детьми на прогулках выяснилось, что наши дети экологически не воспитаны, то есть не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе. Дети потребительски относятся к ней. У них не сформировано понятие того, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле зависит во многом от окружающей среды. Обострение экологической проблемы в стране и мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Актуальность темы: Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного воспитания игра является ведущей деятельностью. Это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё,что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и т. д.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.
Опираясь на ФГОС ДО осуществляем создание условий для развития игровой деятельности детей, формирование у них интереса к различным видам игр, всестороннего воспитания и гармоничного развития детей в игре.
Научно-методическая литература: С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева. Юный эколог – программа и условия её реализации в детском саду. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. В.В. РыньковаТ. В. Юдина. Азбука экологического воспитания. В. В. Смирнова. Н. И. Балуева. Тропинка в природу. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Мозаика – Синтез. Москва, 2014 г. О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Мозаика – Синтез. Москва,2014 г.
В соответствии с ФГОС ДО ребенок должен быть всесторонне развит и коммуникабелен, подготовлен к жизни в современном обществе. Используя игру, как основное средство экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней.
Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование игры как основного средства формирования экологических знаний, умений, навыков дошкольников.
Цель исследования: доказать, что способ игры является наиболее эффективным в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи: изучение методики С. Н. Николаевой «Игра как метод экологического воспитания»; подбор и систематизация экологических игр; составление перспективного планирования работы по экологическому воспитанию детей 2-6 лет с использованием игр; диагностика динамики уровня сформированности экологических ЗУН.
Направления работы а). создание развивающей экологической среды б). работа с детьми в). работа с родителями
Работа с детьми игры с литературными персонажами сюжетно-ролевые игры игры с правилами игры с игрушками-аналогами
Мы играем
Изготовление атрибутов
Экологические игры: Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает»,«Угадай правило» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др. Игровые обучающие ситуации-«путешествия»: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами: «Карлсон выращивает овёс на крыше», «Карлсон выращивает зелёный лук», «Айболит осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель» и т. д.
Работа с родителями: Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания Детско–родительские выставки рисунков Привлечение родителей к участию в экологических выставках Участие в утренниках Индивидуальные беседы, консультации Оформление родительских уголков и стендов
учебный год учебный год Высокий уровень Сформированности у детей экологических ЗУН 35% 50% Средний уровень сформированности у детей экологических ЗУН 40% 52%
В процессе труда создана картотека экологических игр, экологическая тропа, альбомы, гербарии, атрибуты (для игр, праздников). Разработаны анкеты, консультации, изготовлены папки- передвижки.