Развитие личности
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА
Мотивы – (от лат. moveo -двигаю) - это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. Мотив - это что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий.
В зависимости от побудительной силы Ведущий Второстепенный
Уровни познавательных мотивов Уровни социальных мотивов широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности. широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения; - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение); - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация– это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.
Факторы учебной мотивации субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.) организация образовательного процесса ; Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность специфика учебного предмета. Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);
Мотивация Положительная Нейтральная Негативная
Младший школьник Широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность. Имеется и определенный уровень развития познавательных интересов, которые сохраняются и усиливаются в 1-2 классах. Снижение мотивации в 3-4 классах. У школьников в общеобразовательных учреждениях на начальном этапе обучения внутренние мотивы отсутствуют или занимают крайне незначительный процент. Познавательные интересы в начале обучения достаточно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.
Подросток Тенденция к снижению мотивации Причины де мотивированности (снижения внутренней мотивации): У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Умственное развитие ученика. Непонимание цели учения. Страх перед школой.
Старший школьник У старшего школьника широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии, старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих цел ей.
Пути развития мотивов учения Через усвоение учащимися общественного смысла учения. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Условия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Предоставление свободы выбора. 2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. 3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. 4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. 5. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. 6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемно-ситуационное обучение. 7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями. 8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.
Развитие мотивации на практическом уровне. 1. Диагностировать мотивационный компонент в обучении. 2. Формирование и развитие личностного смысла учения, ведущего внутреннего мотива, целеполагания (реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели), реализация мотива в поведении (реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка, степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности, освоение учебных предметов, выбор форм учебных заданий)
Развитие эмоционального компонента обучения ( Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации. В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей
Опирайтесь на желания! «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания».
Что хочет ученик - главный вопрос для учителя
Спасибо за внимание!