Корпоративная культура Красивая сказка или реальный бизнес-инструмент? Бармакова Натэлла Геннадьевна преподаватель высшей школы бизнеса МИРБИС, старший консультант Компании «PM Team»
Часть 1. Теоретическая
Корпоративная культура совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Уровни культуры по Эдгару Шейну: Артефакты (внешние факты) – видимые (внешние) организа- ционные структуры и процессы Провозглашаемые ценности – коллективные стратегии, цели, философии Базовые представления – подсознательные, представля- ющиеся чем-то самоочевидным коллективные убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства (первый источник ценностей и поступков).
Факторы, определяющие характер корпоративной культуры Факторы макросреды (внешние): Состояние экономики в обществе Господствующая идеология в обществе Внутренняя и внешняя политика государства Уровень развития образования, культуры, искусства в обществе
Факторы микросреды (внутренние): Вид деятельности, которой занимается организация Стиль управления организацией (культура, тип личности руководящей верхушки) Соотношение характерологических и ценностных характеристик членов коллектива (особенности команды)
Составляющие корпоративной культуры Духовная культура: Цели организации Миссия организации Философия и идеология Управление Мотивирование Верования, ожидания Ценности Нормы поведения
Составляющие корпоративной культуры Материальная культура: Материальные фонды Комфорт, обустройство рабочих мет Социальное обеспечение сотрудников
Проявление корпоративной культуры в жизни организации (внутреннее и внешнее поведение сотрудников): плакаты, лозунги, призывы; способы управления (приемы мотивирования, поощрения и наказания); способы принятия решений; девиз фирмы; отношение к фирме; отношение к работе; соблюдение режима рабочего времени; поведение на рабочем месте; способ общения; внутренний язык (типичные слова); типичные формы юмора, анекдоты про начальство, сослуживцев, клиентов; поведение во время перерыва; способ утоления голода и других потребностей; реакция на достижения и поступки сослуживцев; одежда сотрудников; способ обращения с материальными ценностями, оборудованием; ритуалы; традиции
2.1. Корпоративные праздники. Польза или деньги на ветер? 2.2. Внутренний PR Часть 2. Практическая
Цели корпоративных мероприятий Поддержать командный дух Показать, что компания на плаву, у нее все хорошо
Задачи корпоративных мероприятий Сплотить коллектив Дать возможность увидеть коллег в отрыве от ежедневной привычной деятельности Расширить личные связи и контакты Просто удивить, дать возможность побывать там, куда самостоятельно сотрудники вряд ли попадут Имиджевая (часть внутреннего PR) – показать, что в компании все ОК
Много новичков Коллектив заслужил благодарность Знаковое событие Автономные бизнес-процессы Сложная система коммуникаций Народ «погас» Когда они нужны?
Что влияет на выбор формата? Повод Состав коллектива Традиции компании в отмечании праздников Представления о празднике первого лица
Сами или с подрядчиком? Основные критерии: Программа Цена
2.2. Внутренний PR и кадровая служба PR (связи с общественностью) – управленческая функция, направленная на установление и поддержание взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или, наоборот, неудача.
С чего начать? Определение целей и задач Диагностика существующей ситуации Определение сильных сторон организации
Формируем положительный имидж компании 1. Передача информации Инструменты: Корпоративная газета Корпоративное радио Внутренний портал Доска объявлений Регулярные -рассылки
Корпоративная газета Когда издание имеет смысл? Как часто издавать? Что писать? Кто за это отвечает?
Внутренний портал Вступительное слово Ген.директора О компании Наши сотрудники Наши документы Что делать если?... Прочее
Доска объявлений Постоянная часть Объявления
Регулярные рассылки сообщений по Основные правила: - Применять только в случае необходимости быстрого оповещения всего коллектива - Рассылать только ту информацию, интерес к которой есть у всех - Не использовать слишком часто
2. Демонстрация заслуг компании персоналу «Стена достижений» Оформление офиса «Наглядная агитация»
3. Профильные выставки Информировать персонал об участии компании в выставке Обеспечить возможность посещения Дополнительное использование рекламных материалов
4. Формирование ритуалов и традиций Ритуалы поощрения Ритуалы порицания Ритуалы интеграции Ритуалы инициализации
5. Организация мероприятий для сотрудников компании Корпоративные праздники Турниры, соревнования Мероприятия для детей
Заключение Корпоративная культура выполняет функции внутренней интегра- ции и внешней адаптации организации. Она определяет и объединяет миссию, цели и стратегию органи- зации. Благодаря корпоративной культуре, в организации вырабатывается общий язык, правила поведения, системы поощрения и наказания, обеспечивается более тесная коммуникация между сотрудниками основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек.
Спасибо за внимание! Ваши вопросы Бармакова Натэлла Геннадьевна преподаватель высшей школы бизнеса МИРБИС, старший консультант Компании «PM Team»