С ТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Основная педагогическая задача в условиях ФГОС – организация условий, инициирующих детское действие.
« У ЧУСЬ УЧИТЬСЯ » Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо : связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся
« У ЧУСЬ УЧИТЬСЯ » планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно - исследовательских методов
« У ЧУСЬ УЧИТЬСЯ » привлекать для обсуждения лингвистический опыт учащихся ; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
С ТРУКТУРА УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА : 1. Организационный момент : включение учащихся в деятельность ; выделение содержательной области ; 2. Постановка учебной задачи : актуализация ЗУН и мыслительных операций ; создание проблемной ситуации ; выявление и фиксирование в речи : где и почему возникло затруднение ; темы и цели урока ; 3. « Открытие » учащимися нового : организация самостоятельной исследовательской деятельности ; выведение алгоритма действий ; 4. Первичное закрепление ; 5. Самоанализ и самоконтроль ; 6. Рефлексия.
С ОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся ; постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у учащихся.
М ЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ побуждающий от проблемной ситуации диалог ( общее побуждение, подсказка, сообщение ); подводящий к открытию знания диалог ( система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока )
С РАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА Учитель сообщает тему урока : « Сегодня мы будем изучать …» Урок начинается с постановки проблемы : « Рассмотрите … « С одной стороны,… а с другой …» « Что удивляет ?» « В чём затруднение ?» « Что надо узнать ?» Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения
П РАКТИКА Урок русского языка в 5 классе. Тема : « Буквы о - а в корне – лаг -, - лож -». 1) Дается орфографическая диктовка ( безударные гласные в корне ) и два словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы : – Какое было задание ? ( вставить пропущенную букву ) – Какое правило применяли ? ( безударная гласная в корне ) – Все слова смогли проверить ? ( нет ) – Почему ? ( правило не подошло ) – А если это не подошло, какое нужно ? ( если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу ) – Так о чем будем говорить на уроке ? ( о корнях – лаг -, - лож -) Запишите тему урока.
С РАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА Объяснение учителя : « Итак, слушаем внимательно …» Поиск и нахождение решения : « Определите сами …», « Подумайте, как можно ответить на вопрос …» « Определите, как можно объяснить языковое явление, применяя уже знакомое вам правило …» Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения
П РАКТИКА 2) Движение темы в 5 классе На доске даны слова, написанные в 2 столбика с – лаг - и – лож - Дальше подводящий диалог : - Найдите существенный признак, определяющий условия написания ( дети выдвигают гипотезы – согласные Г и Ж ; наличие и отсутствие суффикса, наличие ударного ГА и др.) - Сделайте вывод - сформулируйте правило - Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. А в учебнике правило дает не все признаки. А где правило звучит более четко : в учебнике или то, которое вывели вы сами ?
С РАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА Заучивание материала : « Выучи, перескажи, повтори …» « Придумай схему …» « Зарифмуй правило …» « Составь опорный конспект …» Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения
ПАМЯТКА К АК СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР ? 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. 3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете. 4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА Слово Три определения Три глагола Предложение
СИНКВЕЙН Родина Любимая, родная, единственная. Прибавляет сил, притягивает нас, завораживает. Родина – это то место, где ты родился и вырос.
В ЫВОД Таким образом, проблемно - деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения, или « открытие » нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т. к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам.