ул. Петровка, д.16
Постановление Правительства Москвы о создании музея было подписано мэром Ю. Лужковым 31 июля 2001 года. Открыт 18 мая 2004 года. Региональная общественная организация жертв политических репрессий передала в безвозмездное пользование музею исторический архив, который и послужил базой для создания музейной коллекции. Помощь в организации музея оказал Государственный архив РФ, предоставив копии документов.
Усадьба Воронцовых-Раевских ( 12-16) построена в XVIII веке. Центральное здание многократно перестраивалось, последний раз в 1951 году. Боковые флигели перестроены в XIX веке. В настоящее время центральное здание отдано Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в левом флигеле ( 16) располагается музей истории ГУЛАГа.
Удачное оформление входа в музей с первых минут позволяет проникнуться атмосферой лагерной жизни.
Начинается экспозиция с портретной галереи на фасаде здания музея. 12 имен известных политиков, военачальников, ученых, деятелей культуры - за каждым из этих имен миллионы безвинно погибших.
Государственный, исторический, научно- просветительский музей коллекционного типа. Выставка посвящена трагическим страницам истории страны в гг. В тематической экспозиции музея представлены живопись, графика, скульптура, фотографии, подлинные вещи лагерников и орудия рабского труда.
Из-за небольшой площади нет возможности представить вниманию посетителей многие материалы, находящиеся в распоряжении музея, однако экспозиция содержит обширную достоверную информацию об истории ГУЛАГа.
Центральный экспонат - карта ГУЛАГа с обозначением лагерей на всей территории бывшего Советского Союза. На ней отмечены крупные ИТЛ и лагерные отделения с численностью заключенных от двух до нескольких десятков тысяч человек.
На стендах представлены документы о начале репрессий в стране - "Красном терроре" и создании первых концентрационных лагерей (1918 г.), формировании системы ГУЛАГа при ОГПУ (Объединенное Главное Политическое Управление) в 1930 году, материалы об ужесточении репрессий в 1937 году, документ о выселении немцев Поволжья, что явилось началом массовой депортации народов в годах. Документы о создании в 1948 году лагерей особого назначения и условиях содержания заключенных в этих лагерях.
Фотографии и документы рассказывают о создании первых лагерей ОГПУ - Соловецких лагерей особого назначения (СЛОНа), грандиозных стройках в начале 30-х годов: Беломорско- Балтийского канала и канала Москва-Волга, Дальстрое - печально известной Колымы
В витринах материалы рядовых граждан, которым была уготована судьба перенести тяжелые моральные и физические испытания, чтобы выжить, а многим и сгинуть в лагерях ГУЛАГа. Посетители смогут ознакомиться с судьбами учительницы и бухгалтера, инженера и домохозяйки, Главного редактора и токаря - тех, кого власти на долгие годы лишили родных и близких; у кого отнимали имя, давая взамен лишь номер на зековской робе, а вместо дома - барак усиленного режима.
В экспозиционных залах музея представлены материалы о гонениях на церковь, (переросшие в антицерковный террор), ликвидации кулачества, политических процессах 30- х годов, нанесению ударов по кадрам Красной Армии.
Несомненным плюсом экспозиции является использование живописных, графических и скульптурных работ узников лагерей. Н.И. Гетман "Реабилитированный" Н.И. Гетман «Магаданские сопки (Голгофа)»
В ансамблевой части экспозиции представлены: фрагмент лагерного барака, кабинет «опера», лагерная наглядная агитация и карцер. Воссозданный лагерный интерьер производит сильное впечатление на зрителя.
Для усиления эффекта от экспозиции сотрудник музея проводит экскурсии в форме советских времен.
При формировании экспозиции, посвященной истории ГУЛАГа, были использованы различные методы воздействия на посетителей: - инсталляция, создающая мощный эффект присутствия, - произведения искусства, обращающиеся к чувствам зрителя, - оформление всей территории музея, а не только помещений… Залы, содержащие архивные данные и предметы быта, оформлены более консервативно и требуют длительного вдумчивого изучения. Большое количество документов будет интересно в первую очередь специалистам. Рядового зрителя могут привлечь карты, фотографии и картины. Зал, воссоздающий лагерные интерьеры, ориентирован прежде всего на эмоциональное восприятие, однако создан со строгой опорой на факты.