Авторы проекта: Маковская Н.Н. – координатор и куратор, методист НМЦ, учитель физики высшей кв. кат. Сауков Э.К. – автор разработок, заведующий кабинетом физики ГОУ 596, учитель физики высшей кв. кат. Кузнецов Н.В. – инженер НМЦ (съемка, монтаж) Санкт-Петербург 2010 Электромагнитные колебания и волны
2 Содержание Слово об авторе §1. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. §1. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. §2. Получение незатухающих электромагнитных колебаний. §2. Получение незатухающих электромагнитных колебаний. §3. Однотональная амплитудная модуляция §4. Детектирование колебаний. §5. Электромагнитные волны. Цепочка Брэгга. §6. Короткая линия переменного тока. §7. Длинная линия переменного тока. §8. Свойства электромагнитных волн. §9. Резонанс контуров §10. Радиопередача и радиоприём. §11. Опыты Герца-Попова. §12. Перечень поставленных лабораторных работ и практических заданий для учащихся 7-11 классов. §12. Перечень поставленных лабораторных работ и практических заданий для учащихся 7-11 классов.
3 Сауков Эдуард Константинович Сауков Э.К. родился года. Имеет высшее образование. В 1961 году закончил ЛГПИ имени Герцена по специальности учитель физики и математики, является учеником Лукашика В.И. Эдуард Константинович работал учителем физики в школе 51 Петроградского района, учителем физики ЛТАПиА, учителем физики школы 596. В данный момент работает зав.кабинетом и лаборантом по физике в школе 596. Эдуард Константинович работал методистом города в системе среднего специального образования. В школе 596 создал лабораторную базу по физике, благодаря чему в школе проводятся все лабораторные работы. Для иллюстрации физических явлений разработал и создал многие приборы. Эдуард Константинович является автором учебника по физике, а также задач, включенных в сборники задач по физике. Сауков Э.К. делится своим богатым опытом, проводя семинары для учителей физики Приморского района. Эдуард Константинович умеет заинтересовать учащихся своим предметом, показывая и объясняя им суть физических явлений в повседневной жизни. Он – человек неугомонный: хочет довести до совершенства экспериментальную базу. Очень отзывчивый, готовый предложить помощь всем, кто в ней нуждается.
4 Колебательный контур (фрагмент проведения эксперимента)
5 §1. Электромагнитные колебания (пояснение к проведенному эксперименту) Известно, что любой проводник обладает тремя свойствами: 1) сопротивлением (R) - свойством ограничивать ток через себя, 2) емкостью (C) - способностью накапливать заряды, 3) индуктивностью (L) - способностью реагировать на изменения магнитного потока Эта цепочка RCL - является основой любого раздела электроники. Что же происходит в ней? Соберем электрическую цепь: Она называется колебательным контуром (КК). Для некоторого упрощения считаем R=0, т.е. получаем идеальный колебательный контур.
6 §1. Электромагнитные колебания Соберем установку: Гальванометр является индикатором тока, возникающего в цепи при разрядке конденсатора. Зарядим конденсатор и подключим его на катушку. Замечаем колебание стрелки. Что произошло? Процессы, происходящие в КК легче всего понять, рассмотрев таблицу:
7 §1. Электромагнитные колебания Выводы: В КК периодичны изменения Wэл. и Wмг. – электромагнитные колебания Изменение тока и ЭДС самоиндукции противоположны по фазе Полная энергия в колебательном контуре W= LI 2 /2 + CU 2 /2 в любой момент времени постоянна (если R=0) Мы замечаем затухание колебания (т.к. КК обладает R0) От чего зависит период колебания? Опыты: Изменяем С (ёмкость) С ум.=>Тум. Сув.=>Тув. Изменяем L (индуктивность) Lум.=>Tум. Lув.=>Tув. Что подтверждает формулой Томпсона: т.е. период и частота электромагнитных колебаний зависят от свойств колебательной системы (R; L; C)
8 Получение незатухающих электромагнитных колебаний Теория
9 Амплитудная модуляция Детектирование колебаний Теория
10 Электромагнитные волны Теория
11 Цепочка Брэгга (фрагмент опыта) Теория
Длинная линия 12 Теория Короткая линия
13 Свойства электромагнитных волн Теория
14 Резонанс контуров Теория
15 Детекторный приемник Теория Описание опыта