Тема урока: Группы вводнах слов по значению Урок русского языка в 8 классе Учитель: Стрекозина Т.А. КГУ «Чистопольская средняя школа»
Эпиграф Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённах человечеством на пути к счастью и могуществу будущего. М.Горький
Устнай опрос « В погоне за пятёркой» *Что такое обращение? *Какими могут быть обращения? *Какими частями речи могут выражаться обращения? *Как обращения выделяются на письме? *В чём особенность употребления обращений в устной речи? *Что общего между обращениями и вводнами словами? *Что такое вводнае слова? *В чём разница между вводнами словами и вводнами предложениями?
Работа по опорной схеме Группы вводнах слов по значению
1. Степень достоверности сообщения: большая степень уверенности меньшая степень уверенности, предположение безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой вероятно, кажется, может, думаю, может быть, быть может, наверно наверное, возможно, пожалуй, должно быть, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно
2. Различнае чувства: радость, удовольствие сожаление, огорчение к счастью, к радости, к общей радости, на радость, к удовольствию к (большому, великому) огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду, как нарочно, к великой досаде, как назло
2. Различнае чувства: удивление страх, опасение к удивлению, к изумлению, странное дело ужас, чего доброго, неровён час
3. Источник сообщения: сам говорящий другие люди с моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по словам…, по наблюдению..., по выражению..., по мнению..., с точки зрения...
4. Обращение к собеседнику: привлечение внимания выражение вежливости позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезна
5. Оформление мысли: связь мыслей, порядок перечисление: например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее противопоставление: напротив, наоборот, однако, с одной сторона, с другой сторона следствие, вывод: значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть
5. Оформление мысли: способ оформления мыслей другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчеркиваю
Работа с текстом Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу вводнае слова, определите их значение Слова для справок: К счастью, безусловно, во- первых, во-вторых, наконец, бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно.
Задание для 2-ой группы Книги как извес…но издавна… почитались на Руси. По утверждению летописца…в Ярослав Мудрый владел б…льшой библ…отекой. К сожалению сейчас её следы потер…на. Может быть когда(нибудь) она будет найд…на.
Проверьте себя! Книги, как известно, издавнаа почитались на Руси. По утверждению летописцаев, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас её следы потеряна. Может быть, когда-нибудь она будет найдена.
Цифровой диктант 1. Эта книга кажется мне интересной. 2. Он кажется предпочитает научно- популярную литературу. 3. Чтение детективов должно быть является одним из самых захватывающих занятий. 4. Оформление книжной выставки в библиотеке должно быть закончено к юбилею писателя.
5. Эта вымышленная автором история не может быть правдой. 6. Я может быть ещё не раз вернусь к любимым страницам произведений писателя. 7. К какому литературному направлению (по)вашему относится творчество Фонвизина? 8. Я прочёл комедию «Недоросль» (по)вашему совету. 9. К несчастью главного героя повести читатели не могут остаться равнодушнами. 10. К несчастью имя автора «Слова о полку Игореве» не сохранилось.
Проверьте друг друга! Ключ к цифровому диктанту Вводнае слова Члена предложения 2,3,6,7,101, 4, 5, 8, 9
Рефлексия Что о вводнах словах я знал(а) раньше? Что узнал(а) сегодня на уроке? Что кажется мне понятнам? Над чем ещё нужно поработать?
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро, французский писатель
Домашнее задание Параграф 37 1 группа – упражнение группа – упражнение 345
Спасибо за урок!