Круглый стол «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС»
Цель системно- деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом- быть хозяином своей деятельности: ставить задачи; решать задачи; отвечать за результаты
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода (ТДМ) (деятельностные шаги обучения)
Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения
Деятельностные шаги обучения -мотивация учебной деятельности (надо, хочу, могу), личностное осознанное отношение к учению - актуализация знаний и пробное учебное действие - выявление причин затруднения - построение проекта выхода из затруднения - реализация проекта
Деятельностные шаги обучения - первичное закрепление (проговаривание, уточнение фронтально, в парах, группах) – УУД коммуникативные _ самостоятельная работа с проверкой по эталону (вербальное сопоставление с эталоном, рефлексия деятельности по применению нового способа действия) – УУД регулятивные -включение в систему знаний и повторение - УУД познавательные - рефлексия учебной деятельности ( анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация затруднений, домашнее задание).
СДП предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии и социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания технологий образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала;
УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Требования к этапуУУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки, согласовывают тему урока. – формулирование цели учения (Р); – выбор способов решения задач (Р); – планирование (Р); – проектирование (Р); – осознанное построение речевого высказывания (П); – аргументация своего мнения (К); – учет разных мнений (К); – смыслообразование ( Л).