Азот и его соединения. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5. Презентация подготовлена Учителем химии Рощепкиной Н. А. для параллели 9-х классов. ©
План урока: История открытия История открытия История открытия История открытия Цели Цели Цели Нахождение в природе Нахождение в природе Нахождение в природе Нахождение в природе Строение и свойства атома и молекулы Строение и свойства атома и молекулы Строение и свойства атома и молекулы Строение и свойства атома и молекулы Физические и химические свойства Физические и химические свойства Физические и химические свойства Физические и химические свойства Получение и применение Получение и применение Получение и применение Получение и применение Материалы источников и домашнее задание Материалы источников и домашнее задание Материалы источников и домашнее задание Материалы источников и домашнее задание ©
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 1772 г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот 1772 г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот Д.Резерфорд описал получение и свойства Д.Резерфорд описал получение и свойства 1787 г. Лавуазье предложил название азот – «безжизненный» ( а – нет, зои – жизнь ) 1787 г. Лавуазье предложил название азот – «безжизненный» ( а – нет, зои – жизнь ) ©©
Цели: Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР. Показать значение азота как биогенного элемента. ©©
НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ: 1)в свободном состоянии в атмосфере (78%), 2)в связанном состоянии (смотри таблицу) Природная форма Оболочка Земли Соли аммония и азотной кислоты Литосфера, гидросфера Азот Атмосфера Азот и аммиак вулканов Литосфера Соединения в некоторых видах топлива (нефть, уголь) Литосфера Нуклеиновые кислоты, белковые вещества Биосфера ©©
СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА АТОМА 2 период, 5 группа, главная подгруппа 2 период, 5 группа, главная подгруппа Содержит на внешнем энергетическом уровне 5 электронов +7 ) ) Содержит на внешнем энергетическом уровне 5 электронов +7 ) ) Окислитель Окислитель N 0 + 3e - N -3 N 0 + 3e - N -3 * Составьте формулы соединений N с Li, Са, Al,Н2 * Составьте формулы соединений N с Li, Са, Al,Н2 Восстановитель Восстановитель N 0 –1,2,3,4,5e - N +1,N +2,N +3,N +4,N +5 N 0 –1,2,3,4,5e - N +1,N +2,N +3,N +4,N +5 * Составьте формулы оксидов
Проверь себя Li 3 N, Ca 3 N 2, AlN, H 3 N Li 3 N, Ca 3 N 2, AlN, H 3 N N 2 O, NO, N 2 O 3, NO 2, N 2 O 5. N 2 O, NO, N 2 O 3, NO 2, N 2 O 5. ©
Строение молекулы: N N N N СВЯЗЬ: СВЯЗЬ: -КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ -ТРОЙНАЯ-ПРОЧНАЯ МОЛЕКУЛА: МОЛЕКУЛА: -ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВАЯ -ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВАЯ -НИЗКАЯ РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ -НИЗКАЯ РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ © ©
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Задание: дать полную характеристику реакциям *; при каких условиях (с, t, р) равновесие сместится вправо. Окислительные N 2 0 2N -3 При комнатной tº только с Li При нагревании с другими металлами(Ca, Al, Fe) * При высокой tº, р, kat (Fe, оксиды Al, K) с H 2 Восстановитель ные N 2 0 2N +2 * При tº электрической дуги ( ºС) с О 2 ©
ПРОВЕРЬ СЕБЯ N 2 +3H 2 2NH 3 +Q Обратимая Соединения Экзотермическая Гомогенная Каталитическая с N 2 и H 2 увеличить tº уменьшить р увеличить N 2 +O 2 2NO –Q Обратимая Соединения Эндотермическая Гомогенная Некаталитическая с N 2 и O 2 увеличить tº увеличить р не влияет ©
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. Газ без цвета, запаха и вкуса Газ без цвета, запаха и вкуса Плохо растворим в воде Плохо растворим в воде Немного легче воздуха Немного легче воздуха Tºпл.= -210ºС Tºпл.= -210ºС Tºкип.= -196ºС Tºкип.= -196ºС ©©
Применение и получение: Применение Получение аммиака Создание инертной атмосферы Создание низких температур Насыщение поверхности стали для повышения прочности Получение В промышленности – из жидкого воздуха В лаборатории – разложением неустойчивых соединений азота ©
Домашнее задание Параграф 24, выполнить задания 1,3 к параграфу. ©
Материалы источников: 1. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях. М.: Академия, 2010 г. 2. Габриелян О. С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе. Дидактическое пособие. М., БЛИК и Ко, Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Дорофеева Н. М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. М.: Академия, 2009 г. 4. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остроумов И. Г.. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2010 г ©©