Требования ФГОС к современному уроку
Требования к современному уроку Прочитайте высказывания и попытайтесь сформулировать требования к современному уроку. Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица. Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего не знает. Георг Зиммель. Школа – это место, где нам дают ответы на вопросы, которые мы не задавали. Из сочинения ученика. Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда. Марк Твен. Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика. Сократ. Не прыгнув в воду, плавать не научишься. Пословица.
1. Мотивация учения. 2. Критерии оценки работы учащихся. 3. Исследовательская деятельность. 4. Уровневая дифференциация. 5. Информационно- коммуникационные технологии.
6. Самостоятельная работа. «Мало дать задание, надо дать ориентировку его выполнения» (П.Я. Гальперин). 7. Коллективная работа учащихся. 8. Обучение на основе учебных ситуаций. 9. Самооценка и рефлексия. 10. Межпредметные связи.
Средства обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Современные методы обучения Проблемное обучение: знания и способы деятельности не переносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается в форме проблемной ситуации.
Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Имитационная (моделирующая) система обучения (активные методы обучения) Имитационная система обучения – это моделирование в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни. Обеспечивает: деятельность обучающегося; успешную естественную социализацию; делает ученика субъектом своей деятельности и всей своей жизни; позволяет видеть перспективы своего жизненного пути; планировать и осуществлять развитие своих способностей
Два метода моделирующей системы 1. Анализ конкретной ситуации: задается реальная ситуация, имеющая те или иные последствия (положительные и (или) отрицательные); обучающиеся должны вычленить проблему; сформулировать ее; определить, какие были условия; какие выбрать средства для решения; были ли они адекватны и почему и т.д. Анализируется уже сложившееся действие!!!
Два метода моделирующей системы 2. Решение ситуаций: моделируется нерешенная ситуация. Обучающиеся: формулируют проблему; делятся на группы; разрабатывают варианты решения; «защищают» решения; коллективно обсуждают варианты решения. Преимущества имитационной (моделирующей) системы обучения: - носит деятельностный характер (вместо вербального) – формируются : общение, мышление, рефлексия; - использование группы (коллектива) как средство развития индивидуальности на основе оперативной самооценки, самоконтроля каждого обучающегося (позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.
Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология критического мышления Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Пирамида обучаемости лекция – 5% Самостоятельное чтение – 10% Аудио-,видео-обучение – 20% Показ (демонстрация) – 30% Обсуждение в малой группе – 50% Практика в процессе деятельности – 75% Обучение других (ребенок обучает ребенка) – 90%.