Марина Цветаева: личность и судьба
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916 года 26 сентября (8 октября) 1892 года – 31 августа 1941 года
«И к имени моему «Марина» - прибавьте: МУЧЕНИЦА» М. Цветаева М. Цветаева
Отец – профессор, основатель Московского музея изобразительных искусств. Мать – талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна. Прекрасное образование: языки, музыка, рисование. «Книги мне дали больше, чем люди. Я мысленно всё пережила, всё взяла.»
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА Трёхпрудный переулок. Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придём.
Учителя. Друзья. «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие» М. Цветаева.
Любовь… Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стёклах, - И на стволах, которым сотни зим… И, наконец, чтоб было всем известно! – Что ты любим! любим! любим! любим! – Расписывалась – радугой небесной… Марина Цветаева и Сергей Эфрон год.
Семья Муж – Сергей Эфрон Дочь – Ариадна Эфрон Сын - Георгий Эфрон
«Я вся закутана в печаль. Я живу печалью»
Годы эмиграции (1922 – 1939) Берлин Берлин Прага Прага Париж Париж
1941 год 31 августа покончила с собой Марина Цветаева. 31 августа покончила с собой Марина Цветаева. 16 октября расстрелян Сергей Эфрон. 16 октября расстрелян Сергей Эфрон.
Б. Пастернак сказал о ее кончине: Марина Цветаева заслонялась от повседневности работой, и, когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная куда деться от ужас, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку. Б. Пастернак сказал о ее кончине: Марина Цветаева заслонялась от повседневности работой, и, когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная куда деться от ужас, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку.
Вся моя жизнь – роман с собственной душой. М. Цветаева
1910 – «Вечерний альбом» 1912 – «Волшебный фонарь» 1913 – «Из двух книг» 1920 – «Лебединый стан» 1921 – «Вёрсты» 1921 – «Стихи к Блоку» 1922 – «Разлука» 1923 – «Ремесло» 1923 – «Психея. Романтика» 1924 – «Молодец» 1928 – «После России» 1933 – «Живое о живом» 1934 – «Дом у старого Пимена» 1934 – «Пленный дух» 1935 – «Мать и музыка» 1936 – «Отец и его музей» 1936 – «Нездешний вечер» 1937 – «Мой Пушкин» 1938 – «Повесть о Сонечке»
Лирическая героиня Тождественна личности поэта, противопоставлена внешнему миру, порой эгоцентрична, абсолютно искренна, честна, требовательна к себе
**** **** Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (1913 г.) Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (1913 г.)
По своему стиху и поэтическому слову М.И. Цветаева ни на кого не похожа. Максимилиан Волошин считал, что её творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален.
Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое ах, нельзя! Имя твое ах, нельзя! Имя твое поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим сон глубок. (1916 г.) БЛОКЪ
Молодость моя! Моя чужая Молодость моя! Моя чужая Молодость! Мой сапожок непарный! Молодость! Мой сапожок непарный! Воспаленные глаза сужая, Воспаленные глаза сужая, Так листок срывают календарный. Так листок срывают календарный. Ничего из всей твоей добычи Ничего из всей твоей добычи Не взяла задумчивая Муза. Не взяла задумчивая Муза. Молодость моя! -- Назад не кличу- Молодость моя! -- Назад не кличу- Ты была мне ношей и обузой. Ты была мне ношей и обузой. Ты в ночи нашептывала гребнем, Ты в ночи нашептывала гребнем, Ты в ночи оттачивала стрелы. Ты в ночи оттачивала стрелы. Щедростью твоей давясь, как щебнем, Щедростью твоей давясь, как щебнем, За чужие я грехи терпела. За чужие я грехи терпела. Скипетр тебе вернув до сроку -- Скипетр тебе вернув до сроку -- Что уже душе до яств и брашна! Что уже душе до яств и брашна! Молодость моя! Моя морока- Молодость моя! Моя морока- Молодость! Мой лоскуток кумачный! (1921 г.) Молодость! Мой лоскуток кумачный! (1921 г.)
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной непременно В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья он, А я до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все равны, мне всё равно; И, может быть, всего равнее Роднее бывшее всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты как рукой сняло: Душа, родившаяся где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё равно, и всё едино. Но если по дороге куст Встает, особенно рябина... (1934 г.)