Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб» Элементы народной сказки в произведении.
Цели урока: Обозначить сказочные мотивы рассказа. Проанализировать поступок главного героя. Работа с выразительными средствами.
Викторина ( 2 группа ) Какой масти был раненый конь? Кто взял себе коня? Какое прозвище имел Филька? Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? Что случилось в природе после этого? Сколько лет назад был такой мороз? От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
Викторина ( 1 группа ) Куда послала бабка Фильку в поисках совета? Что посоветовал Фильке Панкрат? Сколько времени дал Фильке Панкрат? Кто стал свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Что придумал Филька? Что сделали люди для своего спасения? Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Что понёс Филька раненому коню? Что сделал конь после того, как съел хлеб? Почему сердилась сорока?
Деление рассказа на части. Как вы думайте на сколько частей делится история, рассказанная в повести? О чём рассказывается в каждой части рассказа?
Подумаем над вопросами. Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? В чём была жестокость Филькиного поступка? ( Найдите в тексте слова, которые произносит Филька). Как вы оценивайте поступок Фильки, когда он ударил коня?
К.Г.Паустовский- мастер пейзажа. Картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее.
Найдите описание зимы. Какие выразительные средства использует автор, создавая зимний пейзаж?
Описание метели. Похож ли этот пейзаж на сказочный? Почему именно в этом месте автор использует сказочный пейзаж?
Рассказ бабушки. Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Как вы понимайте слова бабки « об охлаждении сердца». Как Филька слушал рассказ? Можно ли предполагать о чём он думал в это время?
За советом Панкрату. С каким душевным состоянием Филька пришел Панкрату? Почему Панкрат так строго разговаривал с Филькой?
Филька исправил свою ошибку. Как же он исправил свою ошибку?
Итог урока. О чём заставил вас задуматься этот рассказ? Какие черты народной сказки вы заметили в этом произведении?
Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение понравившегося эпизода. Нарисовать иллюстрации - портрет Фильки.