Мораль и культура Памятник «Тысячелетие России» Скульптор М.Микешин 1862 год. Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» Скульптор М.Микешин 1862 год. Великий Новгород.
Культура
Культура Cultura - от латинского глагола «возделывать, обрабатывать, ухаживать, иметь попечение, заботиться, взращивать, воспитывать, Cultura - от латинского глагола «возделывать, обрабатывать, ухаживать, иметь попечение, заботиться, взращивать, воспитывать, совершенствовать, населять, обитать». Natura (природа) означает то, что рождается, a cultura – это то, что возделывают, обрабатывают, взращивают. Natura (природа) означает то, что рождается, a cultura – это то, что возделывают, обрабатывают, взращивают. Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное. Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное. В.И.Даль. В.И.Даль. Культура – совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. Культура – совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. Д.Н.Ушаков. Д.Н.Ушаков. Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. С.И.Ожегов. С.И.Ожегов.
Культура Культура человечества – это активная память человечества, активно же введённая в современность. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введённая в современность. Д.С.Лихачёв. Д.С.Лихачёв. Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Д.С.Лихачёв. Д.С.Лихачёв.
культура Материальная Материальная (предметы человеческого труда) Духовная Духовная (идеи, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила) Политическая (жизненные ценности в государстве) Политическая (жизненные ценности в государстве) Правовая (законы, являющиеся обязательными для всех) Правовая (законы, являющиеся обязательными для всех) Мораль Мораль
Мораль Мораль (от латинского mores « традиция, нравы») – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Мораль (от латинского mores « традиция, нравы») – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Мораль обобщает те стороны человеческой жизни, которые обозначаются словами « добро и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», «нормы поведения», « достоинство». Мораль обобщает те стороны человеческой жизни, которые обозначаются словами « добро и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», «нормы поведения», « достоинство».
Мораль Посей поступок – пожнёшь привычку ; Посей поступок – пожнёшь привычку ; Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок ; Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок ; Посей добродетель или порок – пожнёшь характер ; Посей добродетель или порок – пожнёшь характер ; Посей характер – пожнёшь судьбу. Посей характер – пожнёшь судьбу.
Чему учат книги ? Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя : Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя : - Как же он будет учиться, если он слепой ? - Как же он будет учиться, если он слепой ? - Слеп человек без книг. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками,- объяснил учитель. - Слеп человек без книг. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками,- объяснил учитель. Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их,откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их,откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Чему учат книги ? Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца. Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца. В этот момент слепой мальчик закричал : - Нашему учителю плохо, срочно нужен врач. В этот момент слепой мальчик закричал : - Нашему учителю плохо, срочно нужен врач. Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу. Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу. - Как ты узнал, что учителю плохо ? – удивились дети. - Как ты узнал, что учителю плохо ? – удивились дети. - У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял. - У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял. - Разве ты видишь ? – спросил один мальчик. - Разве ты видишь ? – спросил один мальчик. - Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома. - Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома. - Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь ? – изумился Антуан. - Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь ? – изумился Антуан. - Меня книги научили чувствовать, - объяснил слепой мальчик. – Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил : « Слеп человек без книги». - Меня книги научили чувствовать, - объяснил слепой мальчик. – Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил : « Слеп человек без книги».
Вопросы и задания : Любите ли вы читать ? Расскажите о книге,которая научила вас чему-либо важному. Любите ли вы читать ? Расскажите о книге,которая научила вас чему-либо важному. Что ещё, кроме книг, может научить человека чувствовать переживания другого ? ( Природа, музыка, искусство.) Что ещё, кроме книг, может научить человека чувствовать переживания другого ? ( Природа, музыка, искусство.) Один человек – водящий. Остальные рассказывают ему о героях разных известных книг, не называя их имён. Водящий должен угадать, о ком рассказывают дети. Один человек – водящий. Остальные рассказывают ему о героях разных известных книг, не называя их имён. Водящий должен угадать, о ком рассказывают дети.