НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Что такое образование? Процесс Механизм Результат Социальный институт Показатель качества жизни Ключ к обеспечению конкурентоспособности страны
Образование – процесс обретения человеком собственного образа Образование – это всегда самообразование Образование – это самодостраивание личности
Образование – всегда настоящего времени, хотя основано на прошлом и обращено к будущему Образование не достигает точки насыщения
Концепция непрерывного образования Научиться познавать Научиться делать Научиться жить вместе Научиться жить в ладу с самим собой Образование через всю жизнь!
Конкурентоспособна ли наша школа? TIMSS и PISA
Международные исследования TIMSS и PISA как индикатор качества школьного образования Исследование TIMSS Оценить качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах 49 стран Исследование PISA Оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах 41 страна
Результаты стран по сравнению с Россией TIMSS, математика TIMSS, естествознание Выше, чем в России (9 стран) Сингапур, Корея, Гонконг, Китай-Тайвань, Япония, Бельгия, Нидерланды, Эстония, Венгрия Не отличаются от российских (7 стран) Малайзия, Латвия, Словацкая республика, Австралия, США, Литва, Англия Ниже, чем в России (30 стран) Швеция, Шотландия, Израиль, Новая Зеландия, Словения, Италия, Болгария, Румыния, Норвегия и др. Выше, чем в России (12 стран) Сингапур, Тайвань, Республика Корея, Гонконг, Эстония, Япония, Венгрия, Нидерланды, США, Австралия, Швеция, Англия Не отличаются от российских (8 стран) Словения, Новая Зеландия, Литва, Словацкая Республика, Бельгия, Латвия, Шотландия, Малайзия Ниже, чем в России (25 стран) Норвегия, Италия, Израиль, Болгария, Иордания, Молдова, Румыния, Сербия, Армения, Иран, Македония, Кипр и др.
Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика Чтение Естествознание Решение проблем
Примеры заданий (PISA) Задание по математике ОГРАБЛЕНИЯ ОГРАБЛЕНИЯ В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений». Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа. Диаграмма является ярким примером манипуляции общественным мнением. Большой масштаб и изображение только верхней части столбцов целенаправленно наводят на мысль о значительном увеличении числа ограблений. Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских учащихся. Число ограблений за год 1999 год 1998 год
Задание по естествознанию ОЗОН ОЗОН С помощью комикса показан процесс образования озона. Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. В школе он не изучал, как образуется озон. Однако он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, и его интересует, что они изображают в комиксах, что означают эти странные надписи O 2 и O 3, и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс. Предположим, что ваш дядюшка знает, что O – обозначение кислорода. Он знает, что такое атомы и молекулы. Опишите для своего дядюшки, что показано на каждом рисунке комикса. В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы». Задание проверяет умение применять знания в нестандартной ситуации, а также дать объяснение понятное адресату. Полностью правильно выполнили это задание 18% российских учащихся, более 30% не приступили к его выполнению.
Задание «Одежда» Ученый говорит: 1)материал не будет портиться, если его стирать, оборачивать вокруг каких-то предметов или мять; 2)может быть налажено дешевое производство этого материала. Могут ли эти утверждения быть проверены в лабораторных условиях?
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
Из анкет российских учеников, PISA Насколько уверенно вы себя чувствуете при решении следующих задач по математике? 68 % Вычислить, пользуясь расписанием движения поездов, сколько времени займет поездка из одного города в другой 68 % 72% Вычислить, на сколько подешевеет телевизор после снижения его цены на 30% 72% 69% Вычислить, сколько квадратных метров плитки понадобится для покрытия пола 69% 65% Понимать графики, публикуемые в газетах 65% 91% Решать уравнения вида 3x + 5 = 17 91% 57% Найти по карте истинное расстояние между двумя городами, если масштаб карты 1: % 80% Решать уравнения вида 2(x+3)= (x + 3)(x - 3) 80% 63% Определить расход бензина автомобилем 63%
Что делать? Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой вымученность наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)». Предпосылки для этого есть – мир активно меняется, российское общество открывается. (Т. Пломб, А. Брюммельхуис. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей: для Нидерландов. World Bank, 1998)
Россия США Трансляция Функциональная культуры грамотность
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах?
Ключевые направления развития общего образования
Обновление образовательных стандартов Требования к структуре основных общеобразовательных программ. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Результаты освоения программ Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Результаты освоения программ: нормативная база, ориентир для разработки программ, основа для итоговой аттестации выпускников, основа для аккредитации ОУ.
Условия реализации программ Кадровое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Учебно-материальное обеспечение Информационное обеспечение
Ключевые направления развития общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Основополагающие элементы научного знания Универсальные учебные умения (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Личностные УУД 1. Самоопределение (личностное, профессиональное) 2. Смыслообразование (Какое значение имеет для меня учение?) 3.Нравственн-этическое оценивание содержания
Регулятивные УУД Организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,коррекция, оценка. Волевая саморегуляция
Познавательные УУД Общеучебные, включая знаково- символические. Логические( анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез).
Коммуникативные УУД Учет позиции партнёров по общению или деятельности; Умение слушать и вступать в диалог,полилог. Умение строить взаимодействие с другими. Умение планировать сотрудничество.
Ключевые направления развития общего образования Система поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Современная школьная инфраструктура Здоровье школьников
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.