Современные формы работы с детьми
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Формы работы классного руководителя индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др. ролевой тренинг, психологическая студия, дискуссионный клуб, деловая игра, «мозговой штурм», круглый стол и др.): групповые (творческие группы, органы самоуправления и др. ролевой тренинг, психологическая студия, дискуссионный клуб, деловая игра, «мозговой штурм», круглый стол и др.): коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования КТД, игры, походы, состязания, общественнополезный и творческий труд, художественно эстетическая деятельность, защита проектов, «Театрэкспромт»). коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования КТД, игры, походы, состязания, общественнополезный и творческий труд, художественно эстетическая деятельность, защита проектов, «Театрэкспромт»). Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: · по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; · по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; · по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные; · по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные; · по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); · по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; · по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; · по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; · по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; · по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; · по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель- несколько групп, классов). · по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель- несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микро кружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микро кружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим: В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим: · "учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению; · "учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению; · на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей; · на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей; · составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей; · составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей; · организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.; · организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.; · обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы. · обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы. Он учитывает особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы. Классный руководитель ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником: дискуссионные; дискуссионные; игровые; игровые; состязательные; состязательные; творческий труд; творческий труд; художественное творчество; художественное творчество; ролевой тренинг. ролевой тренинг. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами. Рекомендуется классному руководителю на протяжении опыта своей работы создавать специальную картотеку так называемых воспитательных мероприятий. Наличие картотеки облегчает работу классного руководителя. Профессиональная подготовка и условия работы классного руководителя.
Направления воспитательной работы Направление 1. «Здоровье» Спортивные конкурсы, соревнования внутри и между классами, спартакиады, спортландии, марафоны. Спортивные конкурсы, соревнования внутри и между классами, спартакиады, спортландии, марафоны. Встречи с выдающимися спортсменами, победителями спорт соревнований, студентами ФФК. Встречи с выдающимися спортсменами, победителями спорт соревнований, студентами ФФК. Предметные вечера, викторины, тематические классные часы по спорт.тематике, праздники, конкурсы спорт.газет. Предметные вечера, викторины, тематические классные часы по спорт.тематике, праздники, конкурсы спорт.газет. Тематические консилиумы, беседы, дискуссии. Тематические консилиумы, беседы, дискуссии. Походы выходного дня, тур походы, дни здоровья. Походы выходного дня, тур походы, дни здоровья. Ведение книги классных спорт.рекордов. Ведение книги классных спорт.рекордов. Читательские конференции. Читательские конференции.
Направление 2. «Интеллект» Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления. Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления. Интеллектуальные марафоны в классе и параллели. Интеллектуальные марафоны в классе и параллели. Интеллектуальные бои, ринги, дебаты. Интеллектуальные бои, ринги, дебаты. Научно – исследовательские конференции. Научно – исследовательские конференции. Спецкурсы и факультативы. Спецкурсы и факультативы.
Направление 3. «Общение» Спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение» Спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение» Тренинги общения учащихся и их родителей. Тренинги общения учащихся и их родителей. Тематические и индивидуальные консультации. Тематические и индивидуальные консультации. Самопрезентации и самопредставления Самопрезентации и самопредставления Праздники, конкурсы, дебаты. Праздники, конкурсы, дебаты.
Направление 4. «Нравственность» Тематические классные часы, дискуссии. Тематические классные часы, дискуссии. Тренинги нравственного самосовершенствования. Тренинги нравственного самосовершенствования. Театральные и кинопросмотры Театральные и кинопросмотры Экскурсии. Экскурсии. Поисковая, музейная работа. Поисковая, музейная работа. Шефская работа в детских домах, дет.садах, больницах. Шефская работа в детских домах, дет.садах, больницах. Изучение нравственного наследия. Изучение нравственного наследия. Праздничные поздравления, сюрпризы, конкурсы. Праздничные поздравления, сюрпризы, конкурсы.
Направление 5. «Досуг» Празднование памятных дат в жизни учащихся. Празднование памятных дат в жизни учащихся. Празднование памятных дат календаря. Празднование памятных дат календаря. Посещение театров, музеев, выставок. Посещение театров, музеев, выставок. Театрализованные представления. Театрализованные представления. Фестивали, презентации. Фестивали, презентации. Литературные балы, конкурсы талантов, марафоны. Литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.
Направление 6. «Семья» Тематические классные часы, посвященные семейным корням. Тематические классные часы, посвященные семейным корням. Праздники семьи, спорт.состязания. Праздники семьи, спорт.состязания. Создания клубов общения «Родители и дети». Создания клубов общения «Родители и дети». Праздники календарные. Праздники календарные. Тренинги родительского взаимодействия. Тренинги родительского взаимодействия. Походы, экскурсии, викторины, брейн – ринги. Походы, экскурсии, викторины, брейн – ринги. Дни творчества, дни здоровья, дни открытых дверей. Дни творчества, дни здоровья, дни открытых дверей.