«Развитие исследовательской культуры учителя»
Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в инновационной деятельности. Личностное свойство и определенная степень владения приемами и способами решения педагогических задач. Способности, которые проявляются в творческой профессиональной деятельности и характеризующие особенности сознания, профессионального мышления учителя. Источник новых знаний и умений, обеспечивающих творческое профессиональное развитие учителя, стремление к самосовершенствованию.
Формирование и совершенствование исследовательских умений: Осознанно повышать своё педагогическое мастерство. Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности. Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки и передового опыта. Выбирать и обосновывать исследовательскую тему. Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме. Прогнозировать средства и методы исследования. Определять и обосновывать объект, предмет, цель, гипотезу, задачи и этапы исследования. Находить и применять соответствующие методики исследования. Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты. Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения. Рефлексировать по итогам исследовательской работы.
Принципы педагогического исследования Принцип комплексного использования методов Принцип целостного изучения педагогического явления Принцип единства изучения и воспитания ребенка Принцип объективности Принцип изучения явления в изменении, развитии Принцип одновременного изучения коллектива и личности Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью
Методологические характеристики научного исследования
Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования Образовательный критерий Социологический критерий Критерий индивидуально- личностного развития
Методы исследований, применяемые в педагогике Педагогическое наблюдение Исследовательская беседа. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Педагогический эксперимент Изучение и обобщение передового
Планирование и организация исследовательской деятельности (самообразовательная работа) Работа с научно-педагогической литературой, каталогами. Выбор, обоснование и формулировка темы исследования. Составление и оформление библиографии по теме. Упражнения по развитию собственно исследовательских умений. Определение этапов и логического аппарата исследования. Разработка конкретных методик и способов отслеживания результатов исследования. Составление и защита программы исследования по проблемам: изучение познавательных процессов учащихся; исследование мотивации учения школьников. Экспертиза разработанных программ исследования. Повторение и систематизация знаний теоретического материала.
Этапы самосовершенствования учителя Обобщение опыта Подведение итогов работы за год Начало систематической творческой деятельности Создание личной творческой педагогической лаборатории Подготовительный