Триединая цель урока.
Марк Твен «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».
Без цели нет управления, без цели нет результата.
Целеполагание – это процесс формирования цели, процесс ее развертывания.
Целеосуществление. Это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель внутренняя причина) переходит в свое следствие в фактическое поведение человека.
Целеустремленность – процесс планомерного, устойчивого достижения цели, несмотря на те или иные помехи.
Генеральная цель Познавательная цель Развивающая цель Воспитывающая цель
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Познавательный аспект ТЦУ. 1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. 1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность. 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
3. Формировать навыки точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. 3. Формировать навыки точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. 4. Формировать умения сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. 4. Формировать умения сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. 5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Развивающий аспект ТЦУ. А. Развитие речи. А. Развитие речи.
Б. Развитие мышления. Б. Развитие мышления.
В. Развитие сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи). В. Развитие сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи).
Г. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п. Г. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.
Воспитывающий аспект ТЦУ. Воспитывающий аспект ТЦУ. «Другие люди» (гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность). «Другие люди» (гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность).
«Я»: гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность. «Я»: гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.
Общество и коллектив (чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам). Общество и коллектив (чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам).
Труд: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Труд: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
Родина (добросовестность и ответственность, в чувство гордости за ее успехи, озабоченность ее трудностями, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду). Родина (добросовестность и ответственность, в чувство гордости за ее успехи, озабоченность ее трудностями, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду).
- развести «цель», «средство» и «результат»; - подчинить триединой цели урока содержание учебного материала, методы и формы познавательной деятельности учащихся; - интерпретировать триединую цель урока в ученическом варианте, четко и доходчиво ставить цель перед учащимися;
- конкретно сформулировать триединую цель урока, конкретность ее определяется возможностью количественно и качественно измерить продвижения к цели, фиксировать степень ее достижения через решение задач учебно-воспитательных моментов;
- осознать триединую цель урока путем расчленения ее на учебно-воспитательные задачи и построения «дерева целей» урока;
выбрать эффективные средства для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели; учесть и осознать последствия достижения триединой цели урока.