КТО? «Ну - ка, дети! Кто храбрее всех на свете?» Так и знал в ответ все хором Нараспев: «ЛЕВ!» «Лев? Ха - ха... Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, не лев, не слон... Храбрее всех, малыш, МЫШЬ! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. ВОТ!»
Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»
О том, что Саша Чёрный блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. А между тем, это именно так. Самый знаменитый сборник его детских стихов увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Республика Польша Гданьск в и годах носил название Да́нциг, город в северной Польше, шестой по населению в стране Назывался сборник «Детский остров». Это была не первая книга, написанная Сашей Чёрным для детей. Ещё на родине он участвовал в альманахе «Жар-птица». Здесь же выходили его книги «Тук-тук» (1913), «Живая азбука» (1914).
И всё же только за границей Саша Чёрный стал по - настоящему детским поэтом. Он создал свой стихотворный остров для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык гибкий, яркий, живой ; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам. Пройдут долгие десятилетия, прежде чем « Детский остров » вернётся на родину и навсегда станет неотъемлемой частью нашей общей детской поэзии.
Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть. « Приставалка », « Застенчивый таракан », « Трубочист », « Про девочку, которая нашла своего Мишку », « Колыбельная для куклы », « Скрут », « Крокодил », « Зелёные стихи », « Хрюшка », « Воробей », « Жеребёнок », « Кто ?» любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.
Что ты тискаешь утенка ? Он малыш, а ты большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой... Ты представь такую штуку, Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед ? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать, Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать !.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд, Лапы мальчика не шутка, Чуть притиснешь и капут.
ПРИТИСНЕШЬ – конец, гибель, от немецкого –kaputt; В СВОЙ ЧЕРЁД КАПУТ – в свою очередь, когда придёт время; – прижмёшь;
Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?
Что ты тискаешь утенка ? Он малыш, а ты большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой... Ты представь такую штуку, Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед ? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать, Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать !.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд, Лапы мальчика не шутка, Чуть притиснешь и капут Взаимоотношения мальчика и утенка Взаимоотношения бегемота и мальчика