Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора по УВР МБОУ «СОШ 12»
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,… 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Роль психолого-педагогического сопровождения сопровождение соответствующими специалистами обучения и воспитания ребенка. сопровождение развития ребенка. это комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка.
Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса 1) непрерывность; 2) системность; 3) индивидуальный подход; 4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; 5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования: своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии) ;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.
Психолого-медико- педагогический консилиум Цель - обеспечение диагностика-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Механизмы реализации программы
Роль психолого-медико- педагогических Комиссий (ТПМПК) Особая роль в данном направлении принадлежит психолого-медико- педагогическим комиссиям (далее – ПМПК). Основные задачи деятельности ПМПК: оценка особенностей и уровня развития ребенка, оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния) ребенка быть включенным в образовательное учреждение, выбор оптимальной формы и уровня инклюзивного образования, определение условий включения ребенка в среду сверстников, разработка индивидуальных программ реабилитации. Основная задача: Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции; Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута.
Задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально- личностных перегрузок и срывов; создание условий для успешного прохождения программы детей, состоящих на сопровождении ПМПк; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитее ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности
Список литературы: 1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.
Спасибо за внимание!!!