Основным признаком университетского образования с древних времен считалась интеграция двух видов деятельности научной и образовательной. Однако в настоящее время традиции студенческой научно-исследовательской работы оказались во многом утеряны
недостаточное материальное обеспечение высшей школы; низкая подготовленность выпускников школ; снижение престижа науки в стране недостаточно разработанная; теоретическая и технологическая основа организации научно-исследовательской работы студентов в современных условиях
низкая мотивация и недостаточная подготовленность преподавателей к руководству научно-исследовательской деятельностью студентов; низкая мотивация научно- исследовательской деятельности у студентов; потеря традиционных контактов с предприятиями, на базе которых выполнялась научно-исследовательская работа
учебно-познавательные. практико-исследовательские. научно-исследовательские % докладов, представленных на студенческих конференциях относятся к первой группе; % выступлений, ко второй группе практически не представлены научно- исследовательские работы (или студент просто представляет часть научного исследования своего руководителя).
47 % студентов «хотели бы заниматься научно- исследовательской работой еще на младших курсах», 87 % процентов из них «…испытывают затруднения в выборе темы» 26 % «…не знают с чего начать и куда обратиться»
1. Сотрудничество преподавателей и студентов в процессе решения исследовательских задач, начиная с младших курсов. 2. Активное участи студентов уже с первых курсов в работе научно-исследовательских лабораторий, научных конференций преподавателей не просто как слушатели - они представляют результаты собственных научных разработок
3. Научно-исследовательская работа студентов тесным образом связана с их дальнейшей профессиональной деятельностью. Оптимальным вариантом в этом случае является совместная с преподавателем научно- исследовательская работа по заказу предприятия. Студенты в этом случае входят в группу как полноценные партнеры.
Первый уровень – обязательный, предполагает освоение студентами основ научно-исследовательской деятельности. Обучение происходит в рамках курсов по выбору на начальной стадии обучения.
более высокую, чем при освоении других курсов, мотивацию студентов; рассмотрение актуальных проблем и их обсуждение с ориентацией на выбранную специальность; выбор преподавателем содержания и технологии курса, исходя из своих интересов, желаний и возможностей
Комфортный психологический климат; Обращение к субъектному опыту преподавателей и студентов; Совместное деятельность (2-4 человека) при выполнении творческих заданий
привить «вкус» студентам к научно-исследовательской работе, помочь им ощутить радость творчества
освоение инструментальных основ исследований – умение анализировать и систематизировать поступающую информацию; выявлять проблему; планировать этапы исследовательской работы; проводить исследования; анализировать и обобщать полученные результаты и др.
Это позволило: - «обрести уверенность в своих силах», - понять, что «…не боги горшки обжигают», -«повысить интерес к своей специальности», почувствовать, что «… я многое могу» и др.
Студенты должны обладать как минимум двумя достоинствами: - стойким интересом к данного рода деятельности –определенными способностями.
% студентов после прохождения курсов изъявляют желание «заниматься наукой» под руководством того или иного преподавателя. Однако в самое ближайшее время (от 3 месяцев до года) их количество уменьшается до 10 – 15 %.
Анкетирование показывает, что более половины учащихся (62 %) прекращает занятие научно-исследовательской работой из-за «отсутствия времени», за которым реально стоит первоначальная переоценка своих волевых качеств, недостаточный высокий уровень мотивации
1) отсутствие продуманной целостной системы научно-исследовательской работы в вузе, 2) результат недостаточной мотивации данной деятельности у преподавателей, 3) отсутствие системы материального поощрения преподавателей и студентов за успешную научно-исследовательскую работу, 4) отсутствие возможности привлечения консультантов и научных руководителей со стороны и др.
добровольность участия студента в научно-исследовательской работе; субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами; свободный выбор темы исследования и творческой группы;
профессиональная направленность научно-исследовательской работы; значимость научно-исследовательской работы; возможность участия в различных всероссийских и международных проектах и конференциях; возможность публикации результатов научно-исследовательской работы.