РАССКАЗ «БЕЖИН ЛУГ» И.С. ТУРГЕНЕВА на уроках литературы. Трапкова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 7 г. Балашова
«…я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер – это не немецкие мальчики сошлись, а русские…» Для Тургенева особенно важно было передать читателю, что мальчики у костра верят в случившееся, в то, что они рассказывают.
Сколько же в рассказе прозвучало историй? Что случилось? Кто рассказал? С кем случилось? Когда? 1. Рассказ о домовом Илюша С ним и его товарищами на рольне 2. Рассказ о русалке Костя Со слободским плотником Гаврилой 3. Рассказ про оборотня С псарем Ермилой «Немеднись» на (барашек) Илюша Варнавицах 4. Рассказ о покойном Илюша С дедушкой барине Иване Ивановиче Трофимовичем 5. Рассказ о гаданье в роди- Илюша С бабкой Ульяной В прошлом году в тульскую субботу родитульскую субботу 6. Рассказ о небесном Павлуша С крестьяннами деревни предвиденье Шаламово 7. Рассказ о Тришке Илюша Не быличка! (антихристе)
Сколько же в рассказе прозвучало историй? 8. Рассказ о Тришке Павлуша С бочаром Василой и крестьяннами Шаламова 9. Рассказ о голосе из бучила Костя С ним самим Вчера вечером 10. Рассказ о мужике С мужиком из его и лешем Илюша деревни «На днях» 11. Рассказ о водяном Илюша С дурочкой Акулиной 12. Рассказ о мальчике Костя С мальчиком из его Васе деревни 13. Рассказ о голосе Павлуша С ним самим Только что Васи из речки Снежить
Итак, 13 историй, из которых одна – своеобразный пересказ легенды (Илюша о Тришке) и одна – рассказ о трагическом событии. В быличках мы видим мир глазами этих крестьяннских детей.
За время ночной беседы у костра вспоминается все:
«И зачем эта погань в свете развелась?» - бросает реплику Павел, и тут же испуганно прерывает Илюша: «Не бранись, смотри, услышит!» Домовой, леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей (лесника Вавилы и мальчика Васи). Ребята убеждены в реальности всякой «нечисти».
Таким во многом непонятным и загадочным представляли себе окружающий мир не только эти мальчики, но и их родные и близкие.
Домовой, русалки, леший, водяной – эти таинственные существа в какие-то очень далекие от нас времена воплотили грозные и непонятные силы природы: леший – темный, дремучий лес, плохо знакомый крестьяннину- земледельцу; водяной – страшный мир стихии, часто враждебный человеку. В них верят взрослые, тем труднее не верить детям.
Известный юрист А. Кони писал о степени достоверности рассказов детей, объективной ценности их показаний: «Отсутствие необходимо критики по отношению к себе и к окружающей обстановке, при крайней впечатлительности и живости воображения, делает многих из них, под влиянием наплыва новых ощущений и идей, жертвами самовнушения. Приняв свою фантазию за действительность, незаметно переходя от «так может быть» к «так должно быть» и затем к «так было», они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся в присутствии их фактом». Очевидно, что и в рассказе «Бежин луг» перед нами рождались, почти на наших глазах оформлялись былички.
Какой же из трех рассказчиков запоминается лучше всего и вызывает симпатию? Павлуша Илюша
Сопоставление героев Павлуша Илюша 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 2. О ком рассказывает в своих историях? О «предвиденье» (затмении) в Ша- О домовом, про оборотня, ломове, о бочаре Вавиле и крестьян- про покойного барина, о гада- нах Шаламова, о голосе Васи из нье в родитульскую субботу, речки. об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном. 3. Откуда герой узнал то, о чем он рассказывал у костра? Все три истории он рассказывает Одна история произошла с ним самим как их очевидец. (только одна!). Остальные истории он слышал, как рассказывали псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна взрослым.
Сопоставление героев 4. Как относится герой к своим рассказам? Рассказ о прошедшем и, как выяснилось, С верой, страхом и убежденностью в том, напрасном страхе вызывает добродушную что «все так было». Запоминает и беспре- усмешку. Голос Васи заставляет задумал- сословно верит. ться и пугает. В каждой истории он пытается разобраться сам. 5. Как относится герой к чужим рассказам? Пытается понять, разобраться в притчи- Запоминая рассказы старших, он очень нах и в конечном счете возмущается всей ревниво относится к рассказам товарищей, «нечистью» («И зачем эта погань в свете стремится поправить их, показать, как много развелась?»). Он сам знает (кто такой Тришка, какой бывает леший). Это блюститель устоявших- ся суждений о мире, фантастических представлений суеверного крестьяннина.
Сопоставление героев 6. Как герой относится ко всему, что происходит у костра? Он не боится того, что пугает всех С увлечением и необычайной быстро- остальных мальчиков, оттого что той подхватывает любой разговор на чаще всего знает, что это такое. «страшную тему». Его рассказы свидетель- Поэтому он и успокаивает товарищей. льствуют о хорошей памяти, склонности В том, что он не понимает, он ста- ко всему таинственному в мире, о бурной артель но пытается разобраться и с детства определенным образом (голос из бучила). Это желание направленной фантазии. быстро переходит в действие: напомним, как стремительно помчал- ся он за волками. Решительность и любознательность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков.
Почему Павлуша, самый смелый, но и самый рассудительный, погиб? Тургенев показал, что Павлуша многое умел и мог оценить; многое, но не все! И это привело мальчика к гибели. Но рассказ завершает фраза с оценкой не только личного обаяния мальчика, но и признания активной позиции освоения окружающего мира. Человек, близкий к природе, отваживался разобраться в том, что его окружает.