«Подготовка к ЕГЭ по истории» Презентация программы элективного курса Учитель истории МБОУ «Казачинская СОШ» Монашевич О.В.
Авторская образовательная программа
Цели элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по истории » Формирование у учащихся необходимых для активной, практико-ориентированной учебной деятельности учебных умений и навыков; актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках единого экзамена элементам содержания; выполнение тренировочных заданий по всем разделам курса.
Задачи элективного курса Представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей ЕГЭ по истории; Помочь школьникам обобщить, систематизировать содержание курса отечественной истории по основным его разделам, аспектно-содержательным линиям; На основе опыта проведения ЕГЭ в предшествующие годы сформировать умения и навыки выпускников для выполнения заданий высокого уровня сложности: умения полного анализа текста исторического источника, решения проблемных и познавательных задач, заданий на анализ исторических версий и оценок, на выдвижение и аргументацию альтернативных точек зрения, навыков написания эссе. Ознакомить школьников с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов; Дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задания различных типов и системы выставления баллов за них.
Особенности курса Содержательный материал Программа элективного курса основное внимание уделяет формированию и отработке практических учебных умений Степень самостоятельности учащихся: Выбор тем и заданий для работы; выбор тем эссе; составление образцов заданий для рубежного контроля. Логика подачи материала Тематические блоки в соответствии со структурой и содержанием ЕГЭ (части А, В и С) Учебные вспомогательные материалы Учебники по истории России; сборники с демонстрационными вариантами ЕГЭ; хрестоматии по истории России.
Раздел 1. Задания базового уровня с выбором ответа. Часть А. (10 часов) 1. История России с древности до конца XVI в. Лекция 2. История России с древности до конца XVI в. Тренинг 3. История России с древности до конца XVI в. Практикум 4. История России в XVII-XVIII вв.Лекция 5. История России в XVII-XVIII вв.Тренинг 6. История России в XVII-XVIII вв.Практикум 7. История России в XIX-XX вв.Лекция 8. История России в XIX-XX вв.Тренинг 9. История России в XIX-XX вв.Практикум 10Коррекция
Раздел 2. Задания повышенного уровня сложности. Часть В. (7 час) 1. Характеристика заданий части В. Типичные ошибки. Лекция 2. Установление последовательности событий Систематизация фактов и понятий Тренинг 3. Установление последовательности событий Практикум 4. Систематизация фактов и понятий Практикум 5. Поиск информации в источнике Тренинг 6. Поиск информации в источнике Практикум 7.Коррекция
Раздел 3. Задания высокого уровня сложности. Часть С. (12 час) 1. Характеристика заданий части С. Типичные ошибки. Лекция 2. Анализ источника. Задания С1-С3. Тренинг 3. Анализ источника. Задания С1-С3. Практикум 4. Задания на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала. С-4. Тренинг 5. Задания на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала. С-4. Практикум 6. Задание на анализ исторических версий и оценок С-5. Тренинг 7. Задание на анализ исторических версий и оценок С-5. Практикум 8. Задание на анализ исторической ситуации. С-6. Тренинг 9. Задание на анализ исторической ситуации. С-6. Практикум 10. Задание на сравнение. С-7Тренинг 11. Задание на сравнение. С-7Практикум 12.Коррекция
Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса Иметь представление о классификации исторических источников по типу информации; Знать факты, явления, процессы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; Использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее, исходя из исторической обусловленности.
Задания С-5 анализ исторических версий и оценок Занятие -тренинг по формированию учебных умений
Задания С-5. Необходимые учебные умения Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса; Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов; Анализ исторической ситуации; умение устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических процессов и явлений; Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.
Словарь опорных слов и выражений Альтернатива – каждая из исключающих друг друга возможностей. Аргументация – приведение доводов, аргументов; совокупность аргументов в пользу чего-либо. Версия – одно из нескольких, отличных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события. Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь. Точка зрения – чье-нибудь мнение, взгляд на что- нибудь.
Образец задания С-5 Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян. Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.
Образец задания С-5 Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян. Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.
Опорная схема задания С-5 Анализ исторических версий и оценок Что требуется сделать для Что мы знаем из задания? выполнения задания: Привести другое суждение Проблема дискуссии: Версия 1 Версия 2Версия 3
Опорная схема задания С-5 Анализ исторических версий и оценок Что мы знаем из задания? Что требуется сделать для Проблема дискуссии: выполнения задания: Привести другое суждение о «В чьих интересах была социальной направленности проведена реформа реформы 1861 г г.?» Реформа Реформа Реформа проведена проведена проведена в интересах в интересах в интересах ? ? ?
Опорная схема задания С-5 Анализ исторических версий и оценок Что требуется выполнить для Проблема дискуссии решения задания? Привести другое суждение о «В чьих интересах была социальной направленности проведена реформа реформы 1861 г г.?» Реформа Реформа Реформа проведена проведена проведена в интересах в интересах в интересах дворян крестьян дворян и крестьян
Опорная схема задания С-5 Анализ исторических версий и оценок Привести другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. Реформа Реформа Реформа проведена проведена проведена в интересах в интересах в интересах дворян крестьян дворян и крестьян ? Выбрать убедительную для себя версию.
Опорная схема задания С-5 Анализ исторических версий и оценок Привести три факта, положения для аргументации своего выбора: Версия 1 Версия 2 Версия 3 «дворянская»: «крестьянская»: «компромиссная»: ? ? ?
Версия «дворянская» Дворяне применяли труд временнообязанных крестьян; Дворяне получили высокие выкупные платежи; Значительная часть дворян получили отрезки крестьянской земли; Дворяне остались привилегированным сословием.
Версия «крестьянская» Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости; Крестьяне получили право распоряжаться своим имуществом; Крестьяне получили право заключать сделки; Крестьяне получили право переходить в другие сословия.
Версия «компромиссная» Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости; Но крестьяне вынуждены были выплачивать выкупные платежи и нести повинности в пользу помещика; Дворяне лишились возможности использовать даровой труд крепостных крестьян; Дворяне получили возможность направить выкупные платежи на перестройку собственного хозяйства.
Алгоритм решения С-5 1. Внимательно прочитать задание. 2. Переструктуировать текст задания в опорную схему: – Уточнить проблему дискуссии, по возможности конкретизировать ее признаки; – Проверить точность сформулированной проблемы; – Кратко сформулировать данную в условии задания С-5 точку зрения по проблеме дискуссии (сторонники), суть их позиции; – Уточнить, сколько других точек зрения следует привести по данной проблеме; – По аналогии сформулировать другую (другие) точку зрения. – Проанализировать альтернативные версии и выбрать одну из них для обоснования; – Уточнить, сколько аргументов требуется привести для аргументации выбранной точки зрения; 3. Выбрать наиболее предпочтительную точку зрения. 4. Сформулировать положения, обосновывающие выбранную точку зрения. 5. Познакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом.
Критерии оценивания задания С-5 Названо альтернативное суждение, сделан выбор предпочтительной точки зрения, приведены 3 подтверждающих ее аргумента – 4 балла; Названо альтернативное суждение, сделан выбор предпочтительной точки зрения, приведены 1-2 аргумента – 3 балла; Альтернативное суждение не названо, но приведено 2 аргумента в поддержку позиции, изложенной в задании – 2 балла; Общей оценки нет, выбор не заявлен, приводится лишь один аргумент - 1 балл; Все элементы названы неверно – 0 баллов.
Алгоритм решения С-5 1. Внимательно прочитать задание. 2. Переструктуировать текст задания в опорную схему: – Уточнить проблему дискуссии, по возможности конкретизировать ее признаки; – Проверить точность сформулированной проблемы; – Кратко сформулировать данную в условии задания С-5 точку зрения по проблеме дискуссии (сторонники), суть их позиции; – Уточнить, сколько других точек зрения следует привести по данной проблеме; – По аналогии сформулировать другую (другие) точку зрения. – Проанализировать альтернативные версии и выбрать одну из них для обоснования; – Уточнить, сколько аргументов требуется привести для аргументации выбранной точки зрения; 3. Выбрать наиболее предпочтительную точку зрения. 4. Сформулировать положения, обосновывающие выбранную точку зрения. 5. Познакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом.
Групповой тренинг. Задание 1 С-5. Некоторые историки утверждают, что в результате вхождения в состав Российской империи среднеазиатских земель в х гг. были законсервированы традиционные устои жизни народов, населявших эти государства. Какие другие суждения по вопросу о последствиях вхождения Средней Азии в состав российской империи вам известны? Какое суждение вы считаете более убедительным? Назовите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.
Групповой тренинг. Задание 2 С-5. Существует точка зрения, что Петровские реформы являются продолжением политики, проводившейся первыми Романовыми. Какая другая точка зрения по вопросу преемственности политики Петра Великого вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Групповой тренинг. Задание 3 С-5. Одна из точек зрения на деятельность Екатерины II состоит в том, что она последовательно проводила в жизнь политику просвещенного абсолютизма. Какая другая точка зрения на политику Екатерины II вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней Народная мудрость
Алгоритм выполнения заданий на анализ исторического источника С1-С3 С 1. Атрибуция событий, о которых идет речь в источнике (определение времени, места, участников событий). С 2. Характеристика сущности событий с привлечением знаний из курса истории. С 3. Анализ позиций и оценок.
Алгоритм выполнения заданий на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений. С-4 Внимательно прочитайте задание. Найдите в задании ключевые слова, которые помогут уяснить его смысл. Последовательно отвечайте на вопросы, представленные в задании. Старайтесь приводить то количество аргументов, которое требуется в задании.
Алгоритм выполнения заданий на анализ исторических версий и оценок С-5 Четкая словесная формулировка оценки исторического явления, представленного в задании. Поиск элемента в данной оценке, с которым может быть связана альтернативная точка зрения (ключевое слово). Анализ этого ключевого слова, уяснение его смысла. Формулирование путем рассуждений, связанных с ключевым словом, альтернативной точки зрения. Выбор наиболее предпочтительной точки зрения. Аргументация с помощью конкретного исторического материала обеих точек зрения.
Алгоритм заданий на анализ исторической ситуации С-6 Время действия ситуации (хронологические рамки, исторический период или год, месяц, день). Место действия (страна, регион, город/село). Событие или совокупность событий, определивших содержание конкретной ситуации. Люди, причастные к этой ситуации как участники или очевидцы событий, творцы или жертвы обстоятельств, защитники или противники создавшегося положения. Материальные предметы, имевшие отношение к деятельности людей в данной ситуации как цель, средство и результат. Источники, в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, часто противоречащие друг другу и расходящиеся в изложении деталей и комментариев.
Алгоритм выполнения заданий на сравнение исторических явлений С-7 Поиск ключевого элемента – того, что мы будем сравнивать в разные эпохи. Анализ этого элемента – выделение его составных частей, его характеристик. Сравнение этих характеристик для разных эпох. Оформление ответа в виде сравнительной таблицы
Последовательность действий выполнения задания Что нам известно из задания? Что требуется выполнить для решения задания?
Основные методы работы Лекция; беседа; анализ текста исторического источника; решение проблемных и познавательных задач; эссе; анализ исторических событий, версий, оценок, личностей; тестирование; аргументация альтернативных точек зрения.