Групповые эффекты поведения Выполнила студентка : Тоноян Ани, группа 27-11/42-12
Групповые эффекты это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
Эффект социальной фасилитации. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Факторы, влияющие на эффект : количество окружающих людей. взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы ; значимость окружающих людей для человека ; степень пространственной близости между людьми.
Эффект принадлежности к группе. Подробно изучали Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70- х. Человек, отождествляя себя с какой - либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.
Эффект Рингельмана. Открыл эффект Макс Рингельман. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.
Эффект Рингельмана
Факторы социальной лени : наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. групповая сплоченность и дружеские отношения. численность группы. гендерные различия. групповая сплоченность и благоприятный социально- психологический климат.
Эффект « синергии ». Этот эффект изучали В. М. Бехтерев и М. В. Ланге. Группа по успешности в работе может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.
Эффект группомыслия. Открытие этого феномена и изобретение термина « группомыслие » (groupthink) принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин « конформизм » и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.
Условия возникновения конформизма : тип личности численность группы состав группы ловушка « группомыслия » среди людей ; сплоченность статус, авторитет наличие союзника публичный ответ
Эффект моды ( подражания ). Подражание один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.
Эффект « ореола ». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект « ореола », или « гало - эффект », явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.
Эффект ореола возникает в условиях : дефицита времени. перегруженность информацией. незначимость другого человека. стереотип восприятия. яркость, неординарность личности.
Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким - либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.
Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества.
Эффект « маятника ». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний астенического и аастенического характера.
Эффект « волны ». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей.
Эффект « пульсара ». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.
Эффект « бумеранга ». Эффект « бумеранга » может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова
Эффект « мы ». Это чувство принадлежности к определенной группе людей ( эффект « мы »). Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки.