Современный урок Подготовила учитель информатики Плешкова Полина Анатольевна
Школа XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам каждого ребенка, насущный, существующий, проявляющийся в действительности, закладывающий основания для будущего !
СРАВНИМ … Урок традиционный Урок современный Увлеченность планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, однообразие уроков, недооценка особенностей каждого урока : противопоставление творчества и программно - методической дисциплины. Слабые знания личности школьника и классных коллективов, и как следствие этого уроки - близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся. Необоснованная дифференциация в обучении, отсутствие направленной работы его ликвидация пробелов в знании. Точное и одновременно творческое выполнение программно - методических требований к уроку. Грамотное определение типа урока, его место в теме ; видение особенностей каждого урока. Безусловный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся и классов, учет интересов, склонностей и потребностей учащихся. Конструирование технологии урока с обязательной опорой на эти данные ( учитель должен уметь различать детей по функциональной асимметрии головного мозга, по темпераменту, доминирующей памяти, темпу чтения и письма, по уровню владения над предметными умениями ученика ).
« Минусы » традиционного урока : Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Надоедает одно и то же, бесконечное « повторение пройденного »; жалко « сильных » учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше (« низкий » уровень подтягиваем до « среднего », а с « сильными » работать некогда ). Надоедает одно и то же, бесконечное « повторение пройденного »; жалко « сильных » учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше (« низкий » уровень подтягиваем до « среднего », а с « сильными » работать некогда ).
В чем особенно ценится новизна современного урока : постановка исследовательских задач ; постановка исследовательских задач ; постановка задач урока перед учащимися ; постановка задач урока перед учащимися ; операциональная постановка задач ( по возможности ), что означает : операциональная постановка задач ( по возможности ), что означает : а ) образ желаемого результата конкретно определен ; б ) оговорено время достижения результата ; в ) определен способ выяснения соответствия результата и задач.
При подготовке любой темы предполагаемый учебный материал распределяется по нескольким блокам : Материал любого « занимательного « рода, позволяющий увлечь новой темой ( коммуникативная атака ); Очень четко выделенный базовый минимум темы, « самое главное »; Задания и сведения, помогающие связать новую тему с ранее изученным ; Проблемы, задания, вопросы и специальные приемы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений.
Современный урок ориентируется на личность обучаемого. Современный урок ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как : синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как : синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально - образной сферы, приобретению опыта эмоционально - ценностных отношений в коллективе, группе. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально - образной сферы, приобретению опыта эмоционально - ценностных отношений в коллективе, группе.
Задумаемся … Какой урок считался лучшим лет 30 тому назад : урок когда учитель показывал себя артистом – он и владеет кодоскопом, и читает стихи, и вдохновенно объясняет новый материал и т. д.. Какой урок считался лучшим лет 30 тому назад : урок когда учитель показывал себя артистом – он и владеет кодоскопом, и читает стихи, и вдохновенно объясняет новый материал и т. д.. Лет 10 назад – лучшим считался урок проведенный по технологической схеме в которой учитель совсем не виден – только работа учеников ( для этого писались инструктивные карточки, программированные задания, отрабатывался алгоритм построения урока. Учитель – дирижер. Лет 10 назад – лучшим считался урок проведенный по технологической схеме в которой учитель совсем не виден – только работа учеников ( для этого писались инструктивные карточки, программированные задания, отрабатывался алгоритм построения урока. Учитель – дирижер. Сегодня главным выступает совместная деятельность учителя и учащегося на уроке, а значит и методы должны совершенствоваться. Сегодня главным выступает совместная деятельность учителя и учащегося на уроке, а значит и методы должны совершенствоваться.
Образовательный процесс становится развивающим, если … 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы ; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной « ситуации успеха » учащегося в образовательном пространстве учебного заведения ; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных ;
Образовательный процесс становится развивающим, если … 5. построено на фундаменте применения в учебно - воспитательном процессе субъект - субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса ; 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях ; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления.
Структура современного урока :
Организационный момент ( готовность к уроку ) Коммуникативная атака, Коммуникативная атака, Жестикуляция Жестикуляция Перестановка, движение Перестановка, движение
Эмоциональный настрой Эмоциональный настрой Психологический настрой Психологический настрой Игровой момент Игровой момент Пословицы Пословицы Стихи Стихи Загадки Загадки Презентация Презентация музыка музыка
Мотивация Ассоциативный ряд Ассоциативный ряд Ролевой сюжет Ролевой сюжет Проблемная ситуация Проблемная ситуация Проблемный вопрос Проблемный вопрос Видео сюжет Видео сюжет Музыкальный фрагмент Музыкальный фрагмент « Мозговой штурм » « Мозговой штурм »
Актуализация знаний Актуализация знаний Интеллектуальная разминка Интеллектуальная разминка Диалог, проблемная ситуация Диалог, проблемная ситуация Игра ( лото …) Игра ( лото …) Эксперимент Эксперимент Выдвижение гипотезы Выдвижение гипотезы
Объяснение нового материала Объяснение нового материала Презентация Презентация Работа с литературой Работа с литературой Анализ ситуации Анализ ситуации Работа по инструкции Работа по инструкции Опережающее домашнее задание Опережающее домашнее задание Групповая работа Групповая работа Поисковая работа по группам Поисковая работа по группам Технология ВИКИ Технология ВИКИ Дискуссия Дискуссия
Объяснение нового материала Объяснение нового материала Сравнение, сопоставление Сравнение, сопоставление Рассказ - эстафета Рассказ - эстафета Составление схем Составление схем Заочное путешествие Заочное путешествие Ассоциативный ряд Ассоциативный ряд Работа с компьютером Работа с компьютером Дерево целей Дерево целей Игра « Верите ли вы что …» Игра « Верите ли вы что …» Творческие задания Творческие задания
Практическая работа Практическая работа Работа с сигнальными карточками Работа с сигнальными карточками Комментированное чтение Комментированное чтение Экскурсии Экскурсии Мини - проекты Мини - проекты Мини - исследование Мини - исследование Эксперименты Эксперименты Презентации Презентации Диктант Диктант Текст с ошибками Текст с ошибками
Практическая работа Практическая работа Синквейн Синквейн Составить определение Составить определение Работа со статистическими данными Работа со статистическими данными Работа с опорными конспектами Работа с опорными конспектами Заполнение таблицы Заполнение таблицы « Найди связь с жизнью » « Найди связь с жизнью »
Закрепление материала Закрепление материала « Найди ошибку » « Найди ошибку » Словарная работа Словарная работа Кроссворды Кроссворды Коллаж Коллаж Рассказ по опорному конспекту Рассказ по опорному конспекту Рассказ - эстафета Рассказ - эстафета Классификация Классификация Логические цепочки, схемы Логические цепочки, схемы Аукцион знаний Аукцион знаний « Верю, не верю » « Верю, не верю » Игры - викторины Игры - викторины
Домашнее задание Домашнее задание Задание на выбор Задание на выбор Сочинить сказку Сочинить сказку Составить задание, тест Составить задание, тест Составь шпаргалку Составь шпаргалку Задание с использованием Интернета Задание с использованием Интернета Творческое задание Творческое задание Рекламный плакат Рекламный плакат « За страничками учебника » « За страничками учебника »
Рефлексия Закончи предложение Закончи предложение Цветотехника Цветотехника Свободный микрофон Свободный микрофон Личное отношение к теме Личное отношение к теме Метод ранжирования Метод ранжирования Оценка успешности Оценка успешности Итоговые слайды Итоговые слайды Добрые пожелания Добрые пожелания Похвалы Похвалы Эмоциональная итоговая рифмовка Эмоциональная итоговая рифмовка
Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Критерии эффективности современного урока Демократичность, открытость Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности : того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности : того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то : задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то : задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Характеристика современного урока Итак, на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия Итак, на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества На современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок - залог его успеха в будущем ! На современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок - залог его успеха в будущем !
Так что же для нас современный урок ? это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке ? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т. д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т. д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время « готовых » уроков постепенно отходит. Время « готовых » уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя. Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.