СПП с придаточными определительными и изъяснительными Учитель Соковых Надежда Николаевна ГБОУ СОШ 250 Г. Санкт - Петербург
Замените простое предложение СПП, постройте схему. Журналист, побывавший на целинных землях, написал интересный очерк. Журналист, побывавший на целинных землях, написал интересный очерк.
Проверьте себя Журналист, который побывал на целинных землях, написал интересный очерк. Журналист, который побывал на целинных землях, написал интересный очерк. х х [ сущ.Х ],. [ сущ.Х ],. Это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, отвечающим на вопрос КАКОЙ? ( журналист КАКОЙ?) Это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, отвечающим на вопрос КАКОЙ? ( журналист КАКОЙ?) Заметьте, что придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. Заметьте, что придаточное определительное относится к существительному в главном предложении.
Постройте схемы СПП. Что лишнее в задании? 1. Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. 1. Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. 2. Светило солнце ласково, и веяло утро ранней прохладой. 2. Светило солнце ласково, и веяло утро ранней прохладой. 3. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. 3. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. 4. Последним на карте был отмечен город, что расположен в тридцати километрах вверх по реке. 4. Последним на карте был отмечен город, что расположен в тридцати километрах вверх по реке.
Выпишите только СПП и постройте схемы 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. 2.Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 2.Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 3. Я поднял книгу, которая упала со стола. 3. Я поднял книгу, которая упала со стола. 4. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 4. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 5. По лопухам, по зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. 5. По лопухам, по зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. 6. Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра. 6. Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра.
Проверьте себя х х 3. [ сущ. ], (которая… ). 3. [ сущ. ], (которая… ). х х 6. [ глаг. ], ( что…). 6. [ глаг. ], ( что…).
Какими по конструкции являются остальные предложения? Объясните в них знаки. Объясните в них знаки. 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. 2.Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 2.Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 3. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют далёкие холмы. 3. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют далёкие холмы. 4. По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. 4. По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха.
Распределите признаки определительного и изъяснительного цифрами 1. Отвечают на вопросы какой? 1. Отвечают на вопросы какой? 2. Придаточное относится к контактному слову- существительному или словосочетанию. 2. Придаточное относится к контактному слову- существительному или словосочетанию. 3. Придаточное присоединяется союзами, союзными словами, частицей ЛИ в роли союза. 3. Придаточное присоединяется союзами, союзными словами, частицей ЛИ в роли союза. 4 Относятся к именам существительным. 4 Относятся к именам существительным. 5. Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов. 5. Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов. 6. Контактные слова имеют значение мысли, чувства, состояния. 6. Контактные слова имеют значение мысли, чувства, состояния. 7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся. 7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся. 8. В роли контактных слов чаще всего бывают глаголы. 8. В роли контактных слов чаще всего бывают глаголы. 9 Придаточные по отношению к главному могут занимать любую позицию. 9 Придаточные по отношению к главному могут занимать любую позицию. 10. Придаточные занимают место после главного или в его середине. 10. Придаточные занимают место после главного или в его середине.
Проверьте себя Определительные Определительные 1,2,4, 5, 7, 10 1,2,4, 5, 7, 10 Изъяснительные Изъяснительные 3,6,8,9 3,6,8,9
Различаем изъяснительные и определительные Определитель-ные: Определитель-ные: 1) В них всегда возможна замена союзного слова на КОТОРЫЙ: 1) В них всегда возможна замена союзного слова на КОТОРЫЙ: Вопрос, что Вопрос, что ( который) ему задали, показался ему странным. ( который) ему задали, показался ему странным. 2)Указательное слово в главном предложении согласуется с существительным в роде. Числе, падеже: 2)Указательное слово в главном предложении согласуется с существительным в роде. Числе, падеже: Тот вопрос, что ему задали, показался ему странным. Тот вопрос, что ему задали, показался ему странным. Изъяснительные: Изъяснительные: 1) Замена союзного слова 1) Замена союзного слова на КОТОРЫЙ – невозможна. на КОТОРЫЙ – невозможна. Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. 2) Указательное слово в главном предложении имеет иную форму, нежели определяемое слово: 2) Указательное слово в главном предложении имеет иную форму, нежели определяемое слово: Вопрос о том, что ему теперь делать, мучил его. Вопрос о том, что ему теперь делать, мучил его.
Знакомимся с местоименно- определительными придаточными В отличие от определительных, В отличие от определительных, Они относятся не к существительному в главном, а к МЕСТОИМЕНИЮ ( тот, каждый, весь, всякий и т.д.) и могут стоять перед определяемым словом. Они относятся не к существительному в главном, а к МЕСТОИМЕНИЮ ( тот, каждый, весь, всякий и т.д.) и могут стоять перед определяемым словом. х х Всего, (что знал ещё Евгений), пересказать мне недосуг. ( А.С.Пушкин) Всего, (что знал ещё Евгений), пересказать мне недосуг. ( А.С.Пушкин) х х Не то, ( что мните вы), природа. Не то, ( что мните вы), природа. ( Ф Тютчев) ( Ф Тютчев)
Алгоритм рассуждения 1. Найдите грамматическую основу предложения. 1. Найдите грамматическую основу предложения. 2. Установите смысловые отношения между частями СПП, определите главное и придаточное предложение. 2. Установите смысловые отношения между частями СПП, определите главное и придаточное предложение. 3. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению. 3. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению. 4. Найдите союз, союзное слово в предложении. 4. Найдите союз, союзное слово в предложении. 5. По вопросу и союзу ( союзному слову) определите вид придаточного предложения. 5. По вопросу и союзу ( союзному слову) определите вид придаточного предложения.
Пользуйтесь алгоритмом, выполняя практическое задание Желаю успехов! Желаю успехов!