Формирование команд
Чем группа отличается от команды?
Команда - группа, члены которой обладают дополняющими друг друга навыками и привержены общей идее или важным целям, объединяющим их взаимной ответственностью.
Выполнение работы Роли Ответственность Цели Взаимосвязи с менеджментом
техническая или функциональная экспертиза; навыки по решению проблем и принятию решений; межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).
Цель или миссия Время Степень автономности Властная структура Физическое присутствие
Управленческая команда состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем.
Занимающиеся подготовкой рекомендаций Занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо Управляющие процессом
Подготовка Создание рабочих условий Формирование и строительство команды Постоянное предоставление поддержки
Тип задачи Организационно-культурный контекст: внешний и внутренний Тип лидера
Тип задачи (совместной деятельности) определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки выполнения поставленной задачи; степень контроля рабочей группы со стороны руководства.
организационный климат компетентность руководящих органов материнской организации в управлении командной деятельностью сложность/структурированность внешнего мира наличие/качество систем контроля уровень ее неопределенности частота и сила стрессовых воздействий
принятые и разделенные всеми участниками нормы команды способы распределения власти сплоченность и связанность членов команды характерные способы организации и протекания командного взаимодействия организация ролевого распределения.
Сверхлидер Сильный лидер Транзактор Герой-визионер Пассионарные личности
Комбинат Клика Кружок Команда
Существует три уровня проведения процессов формирования команд: индивидуальное консультирование непосредственно формирование команды построение межкомандных взаимоотношений
Целеполагающий подход (основанный на целях) Межличностный подход (интерперсональный) Ролевой Проблемно-ориентированный подход
В процессе подготовки необходимо акцентировать внимание на двух важных аспектах успешной работы в любого рода командах: на умении ощущать себя частью команды и на вопросах самодисциплины.
Упражнения на определение своей роли в команде Упражнения по постановке целей Упражнения по разрешению проблемных ситуаций Упражнения по навыкам межличностного общения
неформальная и открытая атмосфера; задача хорошо понята и принимается; члены группы прислушиваются друг к другу; в обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы; в ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение чувств; конфликты и разногласия между членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей; группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.