Работу выполнила: учитель географии филиала Верхне-Талызинской СОШ Алферьевская ООШ Макеева Наталья Владимировна 2012 – 2013 учебный год.
Макеева Наталья Владимировна Образование: высшее, ГОУВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара» Специальность: «География с дополнительной специальностью биология» Место работы: филиал МБОУ Верхне – Талызинской СОШ Алферьевская ООШ Занимаемая должность: учитель географии Стаж педагогической работы: 4 года,
Данная работа посвящена методической разработке раздела «Литосфера – твердая оболочка Земли» (5 часов), относящегося к курсу географии Природа и люди, изучаемого в 6 классе. Раздел рабочей программы разработан на основе программы общеобразовательных учреждений по географии, М: Просвещение, 2008 г. Программа курса «География. Природа и люди» разработана на основе содержания стандарта основного общего образования. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Это первая ступень в географическом образовании. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках.
Цель: познакомить обучающихся с оболочкой Земли – литосферой; сформировать представление о внешних и внутренних силах Земли; сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа. Задачи: Образовательные: раскрыть значимость идеи постоянное изменение природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил Земли; показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека. Развивающие: развивать у обучающихся логическое мышление, память; умение вести конспектирование, составлять схемы, заполнять таблицы; обучающиеся должны научиться описывать, характеризовать и оценивать географические объекты, процессы и явления природы; развивать у обучающихся умение работать с контурной картой и карой атласа. Воспитательные: воспитать у обучающихся интерес к изучению нового материала; умение использовать свои знания в практической деятельности; способствовать нравственному воспитанию обучающихся.
Программы общеобразовательных учреждений по географии (Л.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М., «Просвещение», 2008 г.) Учебник «География. Природа и люди 6 класс» под редакцией А.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2009 г. География. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителя (В.В.Николина, М., «Просвещение», 2007 г.) География. «Конструктор» текущего контроля. 6 класс: пособие для учителя общеобразовательных учреждений (Е.Е.Гусева, М., «Просвещение», 2008 г.)
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. В 6 классе 9 обучающихся, из них 4 девочки и 5 мальчиков. По уровню развития детей можно разделить на две группы. Четыре человека имеют высокий уровень развития. Они имеют большую работоспособность. У ребят хорошо развита наблюдательность. Они способны анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить различия, сравнивать, обобщать. Внимание у этих ребят произвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная развиты хорошо. Средний уровень развития имеют пятеро обучающихся. У этих детей процессы торможения преобладают над процессом возбуждения. Объем и устойчивость памяти средние. Более развита механическая память. Быстро появляется утомление. Усвоение материала происходит не сразу, для этого необходимо 2-3 раза повторить определения, выводы. Иногда необходима помощь со стороны. У них лучше развито практическое мышление, поэтому самостоятельную работу лучше давать после нескольких повторов.
В результате изучения темы «Литосфера – твердая оболочка Земли» ученик должен: знать/понимать: содержание основных понятий и терминов: «литосфера», «земная кора», «литосферные плиты», «мантия», «горные породы», «полезные ископаемые», «землетрясение», «вулкан», «рельеф», «горы», «равнины», «горные хребты», «горная страна», «сели», «снежная лавина»; представления о внешних и внутренних силах земли; особенности происхождения горных пород; общее представление о рельефе и формах рельефа; уметь: давать характеристику внутреннего строения Земли; анализировать карту «Литосферные плиты»; выяснять отличия горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; показывать по карте территории, подверженные землетрясениям и вулканизму; наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма; описывать равнины и горы по плану; показывать по карте горы и крупнейшие равнины мира; по карте определять горы по высоте.
объяснительно–иллюстративный (сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием ярких, красочных демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее (при необходимости воспроизводят полученные знания); репродуктивный (усваивают знания (на основе заучивания), приобретают умения и навыки); частично–поисковый (использую для приобщения учащихся к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен); контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, письменные зачеты, контроль выполнения практических работ).
Формы организации учебной деятельности Индивидуальная работа обучающихся на уроке Фронтальная работа обучающихся на уроке Групповая форма работы Технологии компьютерного обучения
п/п Тема Часы Дата 13Земная кора - основная часть литосферы Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр. работа 13. Изучение свойств горных пород и минералов Движения земной коры. Пр. работа 14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий Рельеф Земли. Равнины. Пр. работа 15. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов Рельеф Земли. Горы суши. Пр. работа 16. Описание по карте гор и равнин по плану
Вывод: Применяя разнообразные формы и методы работы на уроках, я добиваюсь хороших результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости.
Спасибо за внимание!