«Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С. Выготский).
Пути формирования ключевых компетенций на уроках русского языка Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 18 Ушакова И.В.
Компетентность это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области
Компетенция – это характеристика личности, к которым относятся знания, умения, навыки, мотивационные установки, которые предлагают оценить через поведение
Поведение – ключевое слово. Поведение, в том, или ином случае, определяется мотивацией, наличными умениями и навыками
Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят над профессиональный и надпредметнъш характер и необходимы в любой области деятельности.
В настоящее время сложился перспективный подход к разграничению понятий «компетенция» и «компетентность». Так, если компетенция задает круг предназначений, обязанностей, ролей, веер задач, которые должны решаться, то компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Следовательно, компетенция – это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным.
Ключевые компетенции – универсальные компетенции (круг вопросов, способности, умения), применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества и т.д.
1. ЛИЧНОСТНЫЕ Ценностно-смысловые компетенции. Коммуникативные компетенции. Общекультурные компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования 2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Информационные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. 3. ПРЕДМЕТНЫЕ Лингвистическая компетенция Языковая компетенция
Личностные компетенции Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Личностные компетенции Коммуникативные компетенции. Это знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Личностные компетенции Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Личностные компетенции Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Метапредметные компетенции Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Метапредметные компетенции Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно- познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Предметные компетенции Лингвистическая компетенция предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи, её законов, правил, структуры.
Предметные компетенции Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Пути формирования ключевых компетенций 1. Диагностика 2. Планирование 3. Определение учебных действий учащихся 4. Выбор форм, методов, средств и дидактического материала 5. Практическое применение 6. Оценка и коррекция
Пример: Компетенция – личностного самосовершенствования Тема урока: «Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно- русские слова и заимствованные
Этапы урока – проверка домашнего задания Учебные действия учащихся: Анализируют эмоциональное состояние, полученное при выполнении домашнего задания; Оценивают уровень владения теми учебными действиями, которые применялись на прошлом уроке.
Этапы урока – актуализация знаний. планирование самостоятельное плана выполнения задания
Этапы урока – объяснение нового материала Обнаруживают и формулирую проблему Составляют последовательность действий на уроке
Этапы урока – формирование умений и навыков Работают по алгоритму Сличают способ действия и его результат Вносят изменения с учетом возникновения трудностей и ошибок
Этапы урока – обобщение и систематизация. Выбирают средства для организации своего поведения на уроке Выбирают наиболее рациональную последовательность действий Определяют способы устранения ошибок
Этапы урока - рефлексия Оценивают результаты работы Оценивают свое эмоциональное состояние Оценивают уровень владения теми или иными действиями.
Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.