Цель: исследовать историю Тораевсякой церкви Задачи: -приобщить своих ровесников к изучению истории родного края -у-у-у-участвовать в духовном просвещении населения, собирая материал о Тораевсякой церкви: а) воспоминания старожилов б) архивные документы в) газетные публикации г) поиск информации в сети Интернет Цель: исследовать историю Торае- Цель: исследовать историю Торае- всякой церкви Задачи: -приобщить своих ровесников к изучению истории родного края -приобщить своих ровесников к изучению истории родного края участвовать в духовном просвещении населения, собирая материал о Тораевсякой церкви: а) воспоминания старожилов б) архивные документы в) газетные публикации г) поиск информации в сети Интернет
Актуальность: не хлебом единым жив человек. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к духовному просвещению, восстанавливаются и открываются церкви, где люди находят утешение и сострадание. Актуальность: не хлебом единым жив человек. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к духовному просвещению, восстанавливаются и открываются церкви, где люди находят утешение и сострадание. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к духовному просвещению, восстанавливаются и открываются церкви, где люди находят утешение и сострадание. Актуальность: не хлебом единым жив человек. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к духовному просвещению, восстанавливаются и открываются церкви, где люди находят утешение и сострадание. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к духовному просвещению, восстанавливаются и открываются церкви, где люди находят утешение и сострадание.
Содержание: Введение 1. Тораневская церковь в 18 веке 2. Архивные документы: а)данные о церкви конца 19 века б)о закрытии церквей в Татаркасинском районе 3. О судебном разбирательстве между Тораевским с/советом и колхозом «Пучах» 4. Возрождение церкви Содержание: Введение 1. Тораневская церковь в 18 веке 2. Архивные документы: а)данные о церкви конца 19 века б)о закрытии церквей в Татаркасинском районе 3. О судебном разбирательстве между Тораевским с/советом и колхозом «Пучах» 4. Возрождение церкви
Введение: Религия чувашей относилась к язычеству, чуваши преклонялись многобожию. После завоевания русскими Казанского ханства в ые годы православное христианство начало проводить христианизацию поволжских народов. Ещё при царствовании Петра 1- го в 1720 году православие приняло Указ о христианизации. К 1750 году в исполнение этого Указа посулами и угрозами чуваши были окрещены. В награду их освобождали от податей на 3 года, раздавали кресты, деньги, одежду- но обещанные вознаграждения не везде выполнялись. Православие заняло господствующее положение над умами людей. Для усиления влияния православной службы везде строились церкви. Но в народе всё ещё сильно было влияние своих языческих обрядов. Священники проводили службу на русском, непонятном для местного населения языке. Люди не принимали новую веру, поджигали церкви, не пускали детей в церковно- приходскую школу, называя их «школами смерти», так как обучение велось только на русском языке.
В начале 18 века в Тораево была построена деревянная церковь. В 1769 году «лубяная» церковь «хоп чирку» сгорела, через 22 года сгорела и вновь построенная деревянная церковь.(в 1782 году). В 1792 году в Тораево была построена третья церковь, теперь уже каменная. По бытующим версиям, поставщиком кирпича для церкви был анаткасинец из рода Мишек. И вот однажды приезжает к нему дьяк, который из вышестоящей церковной конторы, для расчётов с ним за произведённую работу. На радостях Мишек устроил пирушку. Утром дьяк собирается уезжать и Мишек спрашивает у него: «А деньги?» Дьяк невозмутимо отвечает: «Вчера я тебе деньги вручал, вот ты приложил на документе свою подпись». Да, вчера Мишек приложил на бумаге оттиск своих пальцев, спьяну забыв сразу по- требовать деньги, этим и воспользовался хитрый чиновник. Да, в те годы чуваши грамоту вообще не знали, да и разговаривать по- русски не смогли. Только тот знал по- русски, кто вращался в народе как торговец.
Церковь играла значительную роль в жизни села. Многие мужчины пели в церковном хоре. Крестьянин д. Сюлово Федор Иванович Иванов был руководителем церковного хора и иконописцем. После революции 1917 года в Тораево одним из первых в республике был организован хор, которым руководил Федор Иванович.
Архивные документы. Данные о церкви конца 19 века В школьном музее Тораевсякой СОШ есть документы, посвящённые церкви Рождества Христова. Из книги «Свiяжскiй и Тетюшскiй уезды. Сведения о приходахъ, церквахъ и причтахъ.» мы узнали некоторые данные и о Тораевсякой церкви на конец 19 века (1897 г.). В селе Тораево церковь каменная,тёплая, построена в 1792 году на средства прихожан, двухпрестольная : главный в честь Рождества Христова и придел во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. О местонахождении церкви, расстоянии от губернского и уездного городов написано так: от Казани в 180 верстах, от Ядрина в 25 верстах, от Сюлова в 1 версте; приходские деревни- Анат- кассы- в 2 верстах; Ягаткина, Ойкасы, Адашево(сейчас Абашево)- в 8 верстах; Шербаши- в 6 верстах ; Шептаки, Платкина, Тойгильдино, Сяран- Сирмы – в 4 верстах; Одаркино- в 8 верстах. В книге есть сведения о количестве дворов в приходе(1005), о количестве прихожан(мужчин- 2639, женщин- 2795).В самом Тораеве было 53 двора, проживало 129 мужчин и 157 женщин. Национальный состав - чуваши, только в селе Тораево проживали русские: 15 мужчин и 20 женщин. В приходе было несколько школ: в Тораеве, в Шептаках- школа грамоты Министерства образования, Тоишево, Шарбашах, Токшиках- церковно- приходские школы. В это время в некоторых приходах были уже земские школы, например, в селе Хочашево в 18 верстах от Ядрина. В Тораевсякой одноклассной школе обучалось 15 мальчиков и 9 девочек. Церкви в то время выполняли и роль загсов: вели учёт новорожденных, умерших, вступивших в брак, поэтому и штат там был соответствующий. Штат, т.е. причт Тораевсякой церкви состоял из двух священников, диакона, двух псаломщиков и церковного старосты.
О закрытии церквей по Татаркасинскому району. Село Тораево с 1927 по 1939 год относилось к Татаркасинскому району. Документ от г.- это сведения о закрытых молит- венных зданиях по Татаркасинскому району. К 1936 году было закрыто 11 церквей: Ильинская, Шатра- каминская, Ахмане- невская, Б.- Сундырская, Сятра- каминская, Орининская, Чуман- каминская, Тораневская, Чеменевская, Янымовская, Мало- Кара- чкинская, из них переоборудованы: Ахманеневская, Сятра- каминская, Тораневская, Б.- Сундырская. Жизнь показала, что переоборудование церквей спасло их от разрушения, сохранило до наших дней, уцелели хотя бы здания, без купола, крестов, икон и другого церковного инвентаря. Например, церковь в с. Хочашеве (ныне Ядринского района) была разрушена до основания. Вот как выглядела эта церковь.
О судебном разбирательстве между Тораевским с/советом и колхозом «Пучах». Интересно читать архивные документы, посвященные судебному разбирательству по поводу здания бывшей церкви между Тораевским сельсоветом и местным колхозом «Пучах». Какова же причина разбирательства? Вот акт от года о передаче Тораевским сельсоветом здания церкви Тораевскому колхозу «Пучах» для переоборудования под клуб и под канцелярию колхоза «Пучах». Из акта видно, что колхоз принимал здание на определенных условиях. Тораневская НСШ сняла крышу церкви, использовала дорогое оцинкованное железо при строительстве новой школы. Сельсовет и школа обязывались выделить более дешёвый материал для стоящего без крыши бывшего молитвенного здания. Колхоз «Пучах» 9 ноября 1938 года предъявляет иск к Тораевскому сель- совету на 614 рублей за снятую железную крышу для покрытия вновь вы- строенной школы, и решением суда от 25 ноября 1938 года означенная сумма со счета Тораевского сельсовета списана. Оргкомитет постановляет: Просить Президиум Верховного Совета Чувашской АССР об отмене решения Народного суда 2-го участка Сундырского района, как неправильно вынесенное, и восстановить обратно сельсовету 614 рублей. Здание бывшей церкви оставить в распоряжении Тораевского сельсовета для использования.
О священнослужителях По воспоминаниям старожилов, последним священником Тора- евсякой церкви был отец Петр ( Запольский). После закрытия цер- кви он служил в других приходах, был репрессирован, расстрелян. Таким образом он повторил судьбу первого епископа - чуваша Германа (Кокеля). Уроженец с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии ( ныне Батыревского района ), выпускник Симбирской чувашской учительской школы, он посвятил себя духовному просветительству, просвещал некрещеных чувашей на родном чувашском языке, открыл школу псаломщиков в 1226 г., попав в число неугодных власти, он был изгнан из родного края, служил в других краях. 2 ноября 1937 года был расстрелян. Священным синодом Русской православной церкви имя епископа Германа (Кокеля) 17 июля 2001 г. включено в Собор Новомучеников и исповедников российских 20 века. В Соборе святых епископ Герман- первый и единственный чуваш, реабилитирован в 1990 году.
Церковь Рождества Христова Церковь каменная, тёплая построена в 1792 г. на средства прихожан. Длина с колокольней 11 саж. 1 ерш., наибольшая ширина 6 саж. 1 ерш., высота до верхнего карниза 2 саж., 1,5 ерш. двухпрестольная: главный в честь Рождества Христова, придел во имя Св. великомученика Дмитрия Солунского.
Событием в жизни церкви стало вознесение креста в день великомученика Дмитрия Солунского- 8 ноября 2008 года при огромном по местным меркам стечении народа( более 150 человек) в торжественной обстановке на крыше здания установили крест. После праздника для именитых гостей и всех желающих была устроена трапеза
В Тораевском церкви уже имеются около 20 копий икон
Спас нерукотворный. Среди них и копия иконы Спас Нерукотворный. Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.
По сравнению с домами в с. Тораево церковь выглядит развалиной.
Возрождение церкви Впереди очень много работы : нужно газифицировать здание, возвести купол здания, построить колокольню. Всё это можно будет сделать только на деньги спонсоров, добровольные пожертвования прихожан. Жители близлежащих деревень предпочитают посещать церковь по большим праздникам. Обычно служба проходит раз в неделю, бывает 8-10 прихожан, большей частью пенсионеров. Средств на дальнейшее восстановление церкви пока нет. Но церковь уже действует, и она необходима населению. Ведь сов- ременный мир слишком коварен и жесток, и ребёнок, чтобы не стать наркоманом, алкоголиком, преступником, то есть пропа- щим человеком, должен взрастить в своей душе ростки добра, нравственной красоты, духовного здоровья. Если же молодой человек не обладает крепким нравственным чувством, то бурное житейское море разрушит здание его жизни. Прихожане Тораевсякой церкви мечтают о том времени, когда опять зазвонят колокола. Работа по возрождению церкви про- должается. Возрождение церкви Впереди очень много работы : нужно газифицировать здание, возвести купол здания, построить колокольню. Всё это можно будет сделать только на деньги спонсоров, добровольные пожертвования прихожан. Жители близлежащих деревень предпочитают посещать церковь по большим праздникам. Обычно служба проходит раз в неделю, бывает 8-10 прихожан, большей частью пенсионеров. Средств на дальнейшее восстановление церкви пока нет. Но церковь уже действует, и она необходима населению. Ведь сов- ременный мир слишком коварен и жесток, и ребёнок, чтобы не стать наркоманом, алкоголиком, преступником, то есть пропащим человеком, должен взрастить в своей душе ростки добра, нравственной красоты, духовного здоровья. Если же молодой человек не обладает крепким нравственным чувством, то бурное житейское море разрушит здание его жизни. Прихожане Тораевсякой церкви мечтают о том времени, когда опять зазвонят колокола. Работа по возрождению церкви про- должается.