Экспериментальная площадка на базе МОУ СОШ 110 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Педагогические условия управления качеством образования в общеобразовательной школе» Директор МОУ СОШ 110: Ибатова Фаниля Гафуановна. Сроки эксперимента: сентябрь 2007 г. – май 2010 г. Научный руководитель эксперимента: Ефимова Елена Викторовна, к.п.н., зам. начальника методического отдела БГПУ им. М Акмуллы.
МОУ СОШ 110
Три подхода к определению «Качество образования» 1. Философский (где качество образования определяется как совокупность существенных признаков, особенностей и свойств образования в различных его аспектах); 2.Психолого-педагогический (определяющий качество образования как соотношение цели и результата образовательной деятельности, ведущим показателем которой выступает степень реализации личностью своих потенциальных возможностей); 3.Социально-экономический (определяющий соответствие результатов образовательного процесса требованиям государственного стандарта и запросам потенциальных потребителей).
Три составляющих понятия «Качество общего образования» Во-первых, это соответствие цели образовательного процесса и его результата требованиям, запросам и ожиданиям всех заинтересованных сторон; Во-вторых, соответствие содержания образовательного процесса в школе его целям. В-третьих, соответствие условий образовательного процесса требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Управление качеством образования подразумевает: 1. Создание условий для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов; 2. Организовать эффективный образовательный процесс; 3. Сформировать эффективную систему отслеживания результатов образовательной деятельности на базе определенных критериев оценки.
Педагогические условия, обеспечивающие качество образования 1. Построение личностно-ориентированного, мобильного, непрерывного образовательного процесса; 2. Укрепление преемственных связей в системе «дошкольное образование – школа – профессиональное образование»; 3. Систематический мониторинг образовательного пространства средней школы с последующей его корректировкой;
Критерии оценки результатов образовательный критерий (его показатели – успеваемость и качество обучения) психологический критерий, (его показатели – уровень общей тревожности обучающихся, положительный эмоциональный настрой на обучение в школе) критерий индивидуально – личностного развития (его показатели–широта и устойчивость мотивов обучения, развитие мышления, выраженность индивидуального стиля деятельности). социологический критерий (его показатель - адаптация учащихся к новой ступени образовательного процесса). валеологический критерий (его показатель – степень сохранения и укрепления здоровья школьников).
Критерий сформированности целостного образовательного пространства школы Его показателями стали: расширение спектра образовательных услуг; развитие благоприятного социально- психологического климата образовательного учреждения; повышение престижа школы и внешняя положительная оценка деятельности коллектива; развитие внешних связей образовательного учреждения с другими структурами (прежде всего с учреждениями дополнительного образования).
Качество знаний и успеваемость
Общекультурные компетенции
Общепрофессиональные компетенции
Уровень тревожности