«… Здесь нет… никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Н.В. Гоголь
Проблемный вопрос: Что хотел cказать Пушкин образом Пугачёва?
Расширить знания о роли художественного вымысла в воссоздании и раскрытии правды жизни. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта. Уметь видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом.
Понять каким образом создается впечатление достоверности изображаемого в повести (места восстания: Казань, Оренбург). Раскрыть образ Пугачева и народа в повести. Показать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачева и народа в повести.
«Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати»?
Быстрое нарастание восстания. Размах военных действий с участием разных слоев общества, в том числе и народных масс.
Крестьянское восстание 1773 – 1775 гг. Каким изображено в исторических документах? Составьте рассказ по карте о районах, охваченных крестьянской войной.
Небольшое историческое введение: рассказ о положении Оренбургской губернии в конце 1773 г.; реальные сведения и реальные даты; опора на архивные документы, рассказы участников событий того времени; естественное повествование событий.
Сцена допроса послужила своеобразным толчком к нравственному возмужанию героя, так как увиденное вызвало в нем отвращение к жестокости и бесчеловечности. Впоследствии, отрицая всякое насилие, Гринев осуждает «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Вывод: Два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте: жестокость восставших порождена жестокостью властей, правительства.
«Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
Пугачёв. Кто он? Народный герой или кровожадный убийца? Официальная характеристика: донской казак и раскольник, злодей и самозванец, собравший шайку и принявший на себя имя покойного императора Петра III. Неофициально: честный человек, неразрывно связанный с народом. «Народ повалил на площадь, нас погнали туда же». Народ показан как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачёв уехал, «народ бросился за ним». Пугачёв обещает независимость и освобождение от власти, землю крестьянам, вернуть «старую веру». Как ведет себя народ? Почему он пошёл за Пугачёвым?
Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. Херасков В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. «За чем пожаловать изволил в мой вертеп?» - Спросил он ласково. А. Сумароков Орел и лев при всем их геройстве, гордости, царственности остаются хищниками. Не является ли это сочетание жестокости и зловещей силы вожака шайки и защитника народа главной особенностью характера Пугачёва?
Соорудить раскат (стар.) – плоскую насыпь или помост под валом крепости для постановки пушки. Перун – в Древней Руси бог грома и молнии, грозы. Перуны скрыв - употреблено в значении пушек. Вертеп – логово, место преступников (стар.). Бастион – старинное укрепление в форме пятиугольника, которое воздвигалось в углах крепостной ограды.
Не силой, не железной рукой, не кровью устанавливается власть «отца», а благородством, честностью, духовным превосходством – вот что хотел сказать Пушкин образом Пугачёва. Что хотел сказать Пушкин образом Пугачёва?
1. Перечитать главы VIII – XII. 2. Найти в повести все эпизоды, в которых появляется Пугачёв. Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Какова роль этих портретных описаний? 3. Задания по группам: подготовить развернутые ответы на вопросы (1 -я группа к IX главе, 2 - я к X, 3 -я к XI и 4 -я к XII главе).