МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ и их влияние на личность и поведение подростков Работу выполнили Кочнева Наталья 10 класс Никитин Александр 11 класс Руководитель: Лебедева Л.Г.
Цель: определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального молодежного объединения для развития личности молодого человека Цель: определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального молодежного объединения для развития личности молодого человека Задачи исследования: Определить функции молодёжных субкультур; Выявить типы и виды неформальных молодежных группировок среди учащихся МОУ Судиславской СОШ; Исследовать неформальные молодежные организации в России и в частности в п. Судиславль; Моделировать принципы и методы социальной работы с представителями неформального движения Задачи исследования: Определить функции молодёжных субкультур; Выявить типы и виды неформальных молодежных группировок среди учащихся МОУ Судиславской СОШ; Исследовать неформальные молодежные организации в России и в частности в п. Судиславль; Моделировать принципы и методы социальной работы с представителями неформального движения
Возможно ли Другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать... Возможно ли Другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать...
Сущность понятия «подростковая субкультура» Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках
Влияние субкультуры на воспитание личности 1. Потребность в энергетической разрядке; 2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 3. Отсутствие эмоциональной адаптации; 4. Подверженность эмоциональному заражению; 5. Критичность; 6. Бескомпромиссность; 7. Потребность в автономии; 8. Отвращение к опеке; 9. Значимость независимости как таковой; 10. Резкие колебания характера и уровня самооценки; 11. Интерес к качествам личности; 12. Потребность быть; 13. Потребность что-то значить; 14. Потребность в популярности; 15. Гипертрофия потребности в информации 1. Потребность в энергетической разрядке; 2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 3. Отсутствие эмоциональной адаптации; 4. Подверженность эмоциональному заражению; 5. Критичность; 6. Бескомпромиссность; 7. Потребность в автономии; 8. Отвращение к опеке; 9. Значимость независимости как таковой; 10. Резкие колебания характера и уровня самооценки; 11. Интерес к качествам личности; 12. Потребность быть; 13. Потребность что-то значить; 14. Потребность в популярности; 15. Гипертрофия потребности в информации
Исследование влияния субкультуры на воспитание подростков «радикально-силовой» (скинхеды, футбольные фанаты), «либеральный» (хиппи, ролевики), «радикально-протестный» (панки) и другие
Диагностический этап исследования 1. Знаете ли вы молодежную субкультуру? Да – 165 человека Нет – 9 человек 2. Какие субкультуры вы знаете? Готы -91 чел., Эмо – 76 чел., Рэперы – 50 чел.,Панки – 107 чел., Сатанисты – 21 чел..Гопники – 23 чел., Скинхеды – 46 чел., Хиппи – 1 чел., Рокеры – 48 чел., Металлисты – 28 чел. 3. Какие принципы они пропагандируют? Позитивные – 68 чел. Негативные – 58 чел. Позитивные и негативные (каждая субкультура своеобразна) – 48 чел. 1. Знаете ли вы молодежную субкультуру? Да – 165 человека Нет – 9 человек 2. Какие субкультуры вы знаете? Готы -91 чел., Эмо – 76 чел., Рэперы – 50 чел.,Панки – 107 чел., Сатанисты – 21 чел..Гопники – 23 чел., Скинхеды – 46 чел., Хиппи – 1 чел., Рокеры – 48 чел., Металлисты – 28 чел. 3. Какие принципы они пропагандируют? Позитивные – 68 чел. Негативные – 58 чел. Позитивные и негативные (каждая субкультура своеобразна) – 48 чел.
4. Как вы относитесь к субкультурам? Положительно – 36 чел. Отрицательно – 52 чел. Безразлично – 69 чел. Они странные – 1 чел. К каждой культуре по-разному (по–своему) – 4 чел. 5. Как вы думаете, почему люди становятся представителями субкультур? В связи с семейными проблемами – 2 чел. Попытка выделиться из общества – 133 чел. Стремление соответствовать моде – 21 чел. Другое – 18 чел. ( Попали в плохую компанию; Делать им нечего; Так они выражают свой внутренний мир) 6. Есть ли позитивные моменты, которые та или иная субкультура приносит в общество? Да – 31 чел., Нет – 12 чел., Затрудняюсь ответить – 29 чел. 4. Как вы относитесь к субкультурам? Положительно – 36 чел. Отрицательно – 52 чел. Безразлично – 69 чел. Они странные – 1 чел. К каждой культуре по-разному (по–своему) – 4 чел. 5. Как вы думаете, почему люди становятся представителями субкультур? В связи с семейными проблемами – 2 чел. Попытка выделиться из общества – 133 чел. Стремление соответствовать моде – 21 чел. Другое – 18 чел. ( Попали в плохую компанию; Делать им нечего; Так они выражают свой внутренний мир) 6. Есть ли позитивные моменты, которые та или иная субкультура приносит в общество? Да – 31 чел., Нет – 12 чел., Затрудняюсь ответить – 29 чел.
7. Считаете ли вы, что представители молодежных субкультур негативно ведут себя в разлад с моральными нормами общества и негативно влияют на окружающих подростков? Да – 87 чел., Нет – 32 чел., Затрудняюсь ответить – 26 чел. Свой вариант: Субкультуры – это будущее -7 чел. Волонтерское движение приносит много позитива – 10 чел. Некоторые - да, но не все – 12 чел. 7. Считаете ли вы, что представители молодежных субкультур негативно ведут себя в разлад с моральными нормами общества и негативно влияют на окружающих подростков? Да – 87 чел., Нет – 32 чел., Затрудняюсь ответить – 26 чел. Свой вариант: Субкультуры – это будущее -7 чел. Волонтерское движение приносит много позитива – 10 чел. Некоторые - да, но не все – 12 чел.
8. Должно ли государство бороться с молодежными субкультурами? Да – 47 чел., Нет – 99 чел., Свой вариант: - Смотря как они себя ведут – 10 чел; - Бороться нужно только с теми, которые приносят большой вред – 14 чел.; - Нужно как-то их ограничивать – 1 чел; Мне безразлично-2 чел. Молодежи надо давать свободу слова и пусть субкультуры будут – 1 чел. 9. Как вы думаете, можно ли использовать молодежную субкультуру для построения грамотной молодежной политики? Да – 48 чел., Нет – 119 чел., Свой вариант: - С некоторыми субкультурами – да, с некоторыми нет – 4 чел., Не знаю – 3 чел. 8. Должно ли государство бороться с молодежными субкультурами? Да – 47 чел., Нет – 99 чел., Свой вариант: - Смотря как они себя ведут – 10 чел; - Бороться нужно только с теми, которые приносят большой вред – 14 чел.; - Нужно как-то их ограничивать – 1 чел; Мне безразлично-2 чел. Молодежи надо давать свободу слова и пусть субкультуры будут – 1 чел. 9. Как вы думаете, можно ли использовать молодежную субкультуру для построения грамотной молодежной политики? Да – 48 чел., Нет – 119 чел., Свой вариант: - С некоторыми субкультурами – да, с некоторыми нет – 4 чел., Не знаю – 3 чел.
Педагогические рекомендации 1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием; 2. Поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали; 3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания 1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием; 2. Поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали; 3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания
«Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». Э.Эриксон «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». Э.Эриксон
Список литературы: Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, Жуховицкий Л.А. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, 9Жуховицкий Л.А. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, 9 Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л Оборонко В.И. Западные молодёжные субкультуры 80-х годов. М., 1990Оборонко В.И. Западные молодёжные субкультуры 80-х годов. М., 1990 Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000 Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, Жуховицкий Л.А. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, 9Жуховицкий Л.А. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, 9 Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л Оборонко В.И. Западные молодёжные субкультуры 80-х годов. М., 1990Оборонко В.И. Западные молодёжные субкультуры 80-х годов. М., 1990 Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ