Быть сатириком – значит совершать нравственный подвиг хирургического плана… вскрывать ножом своего пера язвы общества и конкретного человека… Бомарше. Сатира как жанр литературного произведения (на основе анализа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
Аннотация Тема проекта предполагает изучение подтем «Сатира и юмор», «Классификация приёмов сатирического осмеяния», «Творчество античных писателей- сатириков», «Сатирические комедии Ж.- Б.Мольера», «Сатира «Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Особое внимание акцентируется на истории развития жанра в общекультурном контексте.
Учебная тема: «Русская литература первой 1/3 ХIХ века» Учебный предмет: Литература Участники: Учащиеся 8 класса МОАУ «Лицей 21 г. Кирова»
Дидактические цели Стимулировать познавательный интерес учащихся к углублённому изучению отечественной и мировой литературы Закреплять умение работать в творческих объединениях разного уровня (модуляция «пара - группа - класс»). Формировать умение анализировать сатирическое произведение с литературоведческой точки зрения Развивать логическое и творческое мышление через обобщение изучаемого материала, систематизацию выводов и умозаключений, сделанных на его основе. Воспитывать нравственные категории: внимание к художественному слову, гордость национальным культурным наследием, уважение к окружающим.
Методические задачи Научить школьников работать с несколькими источниками, выбирать из них главное, делать выводы, обобщать, систематизировать материал, структурировать полученные знания, аргументированно высказывать свою точку зрения. Развивать различные виды мышления: логическое, конструктивное, творческое и научно- практическое. Воспитывать нравственные категории: взаимоуважение, признательность, дружелюбное отношение к окружающим.
Вопросы проекта Основополагающий вопрос Почему комедию Н.В.Гоголя «Ревизор» можно назвать сатирической? Проблемные вопросы Каковы предпосылки возникновения сатиры? Почему авторы со времён античности и до наших дней обращались к созданию сатирических произведений? В чём цель и специфика сатирического осмеяния? Каковы его приёмы? Каковы жанровые отличия сатирических и юмористических произведений? В чём особенности сатирического воспроизведения действительности Гоголем (на основе анализа комедии «Ревизор»)?
Содержание самостоятельных исследований учащихся Работа в творческих объединениях Изучение статей литературоведческого словаря, Словаря юного филолога о жанровой природе сатирических и юмористических произведений составление их сопоставительной характеристики на основе метода наблюдения и сравнения знакомство с творчеством отечественных и зарубежных писателей-сатириков (Ювенала, Апулея, Мольера, Салтыкова- Щедрина и др.) составление собственных литературоведческих словарных статей раздела «Приёмы сатирического осмеяния» с иллюстрирующими термины примерами из прочитанных текстов Фронтальная исследовательская деятельность Анализ комедии Н.В.Гоголя с точки зрения его жанровой природы
План проведения проекта Задание опережающего характера «Жанр сатиры в творчестве Н.В.Гоголя» 2 часа Жизненный и творческий путь автора 1 час Жизненная основа комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. 4 часа Творческая работа «Жанровая природа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (защита проекта) 2 часа
Результаты исследований учащихся Темы: Сатира и юмор как жанры литературного произведения Классификация приёмов сатирического осмеяния Творчество античных писателей- сатириков Сатирические комедии Ж.- Б.Мольера Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Результат работы: Презентация Презентация Сравнительно- сопоставительная таблица Сравнительно- сопоставительная таблица БуклетРеферат Презентация
Состав УМП Визитка Презентация учащегося. Тест. Лист планирования. Кроссворд по теме исследования. Критерии оценки презентации. Критерии оценки публикации. Анализ теста. Веб-страница.
Автор проекта Карташова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей 21 г.Кирова»