Толерантность
" Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.
Семь основных принципов толерантности: Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей. Уважение различий. Понимание индивидуальной неповторимости. Взаимодополняемость как основная черта различий. Взаимозависимость как основа совместных действий Культура мира. Сохранение памяти.
Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Задачи воспитания толерантности
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Толерантные люди Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. Интолерантные люди. Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Интолерантный человек опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор