«Тело – дом души, а человек хозяин в нем.» Автор проекта: учитель биологии МОУ «Гимназия 6» г. Новочебоксарска Уржумцева Лариса Александровна
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.» (Всемирная организация здравоохранения)
По данным ВОЗ здоровье человека зависит:
Задумайтесь о последствиях! Сквернословие Наркотик З П П П ВИЧ/СПИД Алкоголь Табакокурение
Аннотация проекта Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а, в первую очередь, люди его населяющие. Жизнь человека не вечна, но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем не заменимую среду жизни и колыбель человечества. Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку. Чтобы беречь здоровье смолоду, нужны знания. Материалы проекта могут быть использованы на уроках биологии, при подготовке занятий элективных курсов, для подготовки классных часов и бесед по санитарно-гигиеническому воспитанию. Заранее созданные презентации заменяют классную доску при объяснении материала для фиксации внимания учащихся. Возможна подготовка лекторских групп. Интересным является опыт создания и работы разновозрастных групп, в которые входят учащиеся 7-10 классов. Такая совместная деятельность расширяет поле учебной деятельности, развивает коммуникативные навыки. Старшие помогают младшим. Это пробуждает педагогический талант, родительский навык. Для младшего школьника такой союз является здоровой альтернативой дворовой иерархии. Формируются доверительные отношения. Необходимость быть понятым другими расширяет словарный запас, развивает умение объяснять, подать свои идеи, аргументированно доказывать их целесообразность, умение выслушать различные точки зрения и сопоставить их со своими взглядами, понять другого и быть услышанным. Работа над проектом позволяет отвлечь некоторых детей от компьютерных игр, проповедующих насилие, агрессию, стимулирующих уход в себя, уход от общения со сверстниками и другими людьми. Реализуется главная цель проекта: воспитание сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих
Культура = знания + действия Педагогическая проблема: повышение мотивации здорового образа жизни Цель проекта: воспитание культуры здоровья 1. Показать связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. 2. Объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека. 3. Научить применять знания в конкретных реальных ситуациях. Задачи:
Методические задачи Обучающие: 1 Вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека. 2 Проводить исследования состояния окружающей среды и влияния ее на здоровье человека. 3 Обучение умению вести поиск нужной информации, используя различные источники; при работе с найденной информацией использовать компьютерные технологии. Развивающие: 1 Интерес к биологии и экологии. 2 Творческое мышление, умение делать открытия. 3 Коммуникативные способности и социализацию личности. 4 Способность решать проблемы и доказывать свою точку зрения. Воспитательные: Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Основополагающий вопрос: Проблемные вопросы: Что сам человек может сделать, чтобы быть здоровым? 1. Делать или не делать прививку? 2. Чем опасна гиподинамия? 3. Можно ли вылечить аллергию? 4. Как сохранить зрение? 5. Почему живучи вредные привычки? 6. Какие способы закаливания существуют? 7. Чем опасны заболевания щитовидной железы? 8. Что значит «рациональное питание»? На эти и другие вопросы участники проекта отвечают в своих работах.
Этапы работы над проектом: 1 Подготовительный: а) выбор темы; определение целей и задач б) определение источников, способов сбора информации в) планирование итогового продукта г) распределение обязанностей среди членов команды 2 Реализация проекта: а) сбор, систематизация и анализ информации б) подведение итогов, оформление результатов 3 Защита проекта: а) презентация результатов б) оценка процесса и результатов работы ( ноябрь ) ( декабрь – апрель ) ( май )
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того, чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной и общественной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. «Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом.» Выводы : 1. Только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку. 2. Чтобы беречь здоровье смолоду, нужны знания. 3. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой для каждого человека.
Ресурсы: Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, Алкоголь и организм. Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. «Культурная инициатива» Н.Новгород Элективные курсы по биологии (9-11 классы). Чебоксары Голубев В.С., Шаповалова Н.С. Человек в биосфере. Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М. ЛА «Варяг» Cyril & Methodius. Great Encyclopedia 2006 (3 CD).
Контактная информация: Уржумцева Лариса Александровна - учитель биологии МОУ «Гимназия 6» Г. Новочебоксарск, б. Зеленый, 26 Тел. (8352)