Сколько следует пересмотреть различных книг по истории, чтобы найти нужную книгу! Сколько требуется усилий и времени, чтобы найти в этой книге необходимые события, даты и имена! Исторические путешествия в культуру
Но если одну и ту же книгу можно найти в разных библиотеках различных городов, то для работы с рукописью нужно отправляться в тот город, где хранится эта рукопись. Тогда историк становится путешественником в полном смысле этого слова. Древнерусские рукописи и свитки
Наконец, любая книга или рукопись может поставить перед исследователем родной истории задачу разыскивать такие сведения, рукописи или книги, которые или утрачены, или забыты, или которые еще никто не нашел! На этом пути и совершаются исторические открытия.
Однажды заинтересовавшись вопросом: «Откуда пошла Русская земля?» мы отправляемся к истокам родной истории, и это увлекательное путешествие также может продлиться всю жизнь. Викинги
Около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века, в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка Нестор. Древнерусские летописи Нестор Летописец, стенная роспись В.М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе в Киеве гг.
Год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами. Нестор Летописец скульптура М.М. Антокольского 1890 г.
На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд описывая события последующих лет. Год в Древней Руси назывался «летом», поэтому его труд получил наименование «летопись». Итак, летопись это запись событий по годам.
Теперь Нестор Летописец известен всему миру как величайший древнерусский историк и писатель, иногда его именуют отцом русской истории. Погребен он в пещере родного Киево-Печерского монастыря. До сего времени монастырь хранит священную гробницу славного русского летописца, и перед этой святыней склоняется всякий, кто любит родную историю.
«Повесть временных лет» Свою летопись Нестор так же, как и современный историк, начинал с вопросов к прошлому: «Откуда пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить?». Древнеславянское поселение
Говоря о происхождении русской земли, русского народа, Нестор-летописец рассказывает о соседних народах, о создании славянской грамоты, о походах русских князей и о нападениях кочевников хазар и печенегов, о событиях, связанных с Крещением Руси.
Но прежде всего Нестор-летописец пересказывает самые важные события из Библии.
В летописи Нестора также запечатлелись народные сказания, былины и легенды дохристианских времен, когда не было еще книг на Руси.
Полное название летописи на старославянском языке, на котором и писал Нестор, звучит так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первое княжить, и откуда Руская земля стала есть». Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева
На современном русском языке летопись Нестора называют «Повесть временных лет». «И биша три братья...». Миниатюра Радзивилловской летописи
Летописи, списки и летописные своды «Повесть временных лет» Нестора Летописца многократно переписывалась другими русскими летописцами и до нас дошла в разных списках. Чаще всего летописец дополнял труд предшественников, иногда переписывал прежнюю летопись дословно, а иногда с сокращениями или в своем пересказе.
Если летописец пользовался несколькими списками и объединял содержащиеся в них сведения, то получался летописный свод. Большинство дошедших до нашего времени летописей являются летописными сводами. Поход Андрея Боголюбского на Киев. Взятие Киева. Миниатюра из Лицевого летописного свода 16 века
Древнерусские летописи получили свои наименования или по месту написания, или по имени переписчика, или по месту хранения летописи, или по имени владельца, или по имени ученого, нашедшего летопись. Заставка в рукописной книге XIV века
Есть летописи, названные по городам или княжествам, где они составлялись: Новгородская, Псковская, Галицко-Волынская. Ипатьевская летопись названа так потому, что рукопись, содержащая эту летопись, принадлежала Костромскому Ипатьевскому монастырю. Сказание «О письменах» черноризца Храбра, список 1348 г.
Лаврентьевская летопись называется по имени переписчика монаха Лаврентия. Летопись Никоновская получила свое наименование потому, что список летописи принадлежал патриарху Никону. Лаврентьевская летопись 1377 г.
Самое крупное летописное произведение на Руси это «Лицевой летописный свод». Лицевой – значит иллюстрированный. Сохранилось десять томов, где почти каждая страница украшена рисунками- миниатюрами. Этот свод был составлен в XVI веке по заказу Ивана Грозного. Взятие Изяславля монголо-татарами миниатюра из Лицевого свода 16 века
Другая богато иллюстрированная древнерусская летопись Радзивилловская (XV в.) содержит 617 красочных миниатюр. Такое название она получила потому, что в XVII веке принадлежала литовскому князю Радзивиллу. Радзивилловская летопись.
Древнерусские летописцы Вот уже почти тысячу лет древнерусские летописи хранят имена славных людей нашего Отечества, память об их подвигах, их слова и заветы. П. Корин. Александр Невский
Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности. Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды русского народа. Святогор
Будучи свидетелями важных исторических событий, древнерусские летописцы всегда чувствовали свою ответственность перед грядущими поколениями. Они писали историю Отечества так, чтобы содействовать единению русского народа, чтобы предотвратить междоусобицу, вражду и разделения. Войны Игоря с печенегами. Миниатюра Радзивилловской летописи
На свой труд они смотрели как на дело священное. Описание прошедших и текущих событий они перемежали молитвенными обращениями к Богу и призывами к братолюбию. Встреча Юрия Долгорукова с князем Святославом Ольговичем Лицевой летописный свод
Распространялись летописи по Руси, и вместе с ними распространялся христианский взгляд на историю и на жизнь. Основание Ивангорода миниатюра из Лицевого свода 16 века
Летописцами в Древней Руси являлись не только монахи. Ими становились священники, бояре, князья, дружинники и простые горожане. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи
Древнерусский летописец свой труд оканчивал обычно следующими словами: отцы и братья, если я где-либо описался, или что не дописал, или приписал лишнего, читайте, исправляя, ради Бога, и не проклинайте, ибо книги ветхи, а ум молод, не дошел.