Алехина О.И. Проблемное обучение. Вопросы и ответы
Актуально ли проблемное обучение в современной школе? Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. Г. Бокль. Цель современной школы – не обученность, а образованность.
В чем суть проблемного обучения? Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой. Обучение через открытие.
Что такое проблемная ситуация? Необходимость преодолеть противоречия – один из самых сильных двигателей ищущей мысли. В.С. Ротенберг. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой учащийся хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Какие методы используются в проблемном обучении? Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа Проблемное изложение. Частично-поисковый или эвристический метод. Исследовательский метод.
Какова структура урока с использованием технологий проблемного обучения? Чтобы структура была устойчивой, ее надо иногда трясти. В.Челомей. Структура проблемного урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Целеполагание: а) создание проблемной ситуации; б) определение учащимися темы и целей урока, т.е. постановка проблемы. 4. Совместная деятельность по достижению целей. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с творческими элементами. 7. Рефлексия.
Как «зажечь факел»? Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. Сенека. Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.
Универсально ли проблемное обучение? Между тем, что человек ищет и что находит, всегда есть несоответствие. Н. Макиавелли. Н аиболее эффективным оказывается проблемное обучение при рациональном его сочетании с репродуктивным обучением.