Количество информации Урок в 8 классе Учитель: Вязовченко Н.К. ©Vyazovchenko NK
Цели и задачи урока Цель урока: Выделить основные подходы к измерению информации и ввести единицу информации. Задачи: -обучающие – дать понятие количества информации, познакомить с вероятностным и алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, формировать практические навыки по определению количества информации. -развивающие – продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация» -воспитательные – формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.
УМЕНЬШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ ЗНАНИЯ Возможные события Произошедшее событие События равновероятны, если при возрастающем числе опытов количества выпадений «орла» и «решки» постепенно сближаются. Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий – монета окажется в одном из двух положений: «орёл» или «решка». Перед броском существует неопределённость нашего знания (возможны два события), а после броска наступает полная определённость. Неопределённость нашего знания уменьшается в два раза, так как из двух возможных равновероятностных событий реализовалось одно.
УМЕНЬШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ ЗНАНИЯ При бросании равносторонней четырехгранной пирамиды существуют 4 равновероятных события. При бросании шестигранного игрального кубика существует 6 равновероятных событий.
Пример Необходимо встретить бабушку, прибывающую на поезде. В телеграмме содержится информация о номере вагона. В каком случае получено больше информации: когда в поезде 8 вагонов или 16? Ответ: во втором, т.к. информация о номере вагона для нас важнее.
Вывод Чем больше неопределенность первоначальной ситуации (чем больше вариантов исхода), тем большее количество информации содержится в сообщении, снимающем эту неопределенность.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ Возможные события Произошедшее событие Сообщение, уменьшающее неопределённость знания в два раза, несёт 1 бит информации. 1 байт = 2 3 битов = 8 битов Бит – минимальная единица измерения информации. 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт
1 случай, i = 1 бит (2 = 2 1 ) 2 случай, i = 2 бита (4 = 2 2 ) 3 случай, i = 3 бита (8 = 2 3 ) 4 случай, i = 4 бита (16 = 2 4 )
КОЛИЧЕСТВО ВОЗМОЖНЫХ СОБЫТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ Количество i информации, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятностных событий, определяется из решения показательного уравнения (Формула Хартли) 2 i = N, N – количество вариантов исхода, i –количество информации, которое несет сообщение Если известно количество информации i, то количество возможных событий N легко определить. Например, если i = 5, то N = 2 i = 32. Если известно количество возможных событий N, то для определения количества информации нужно решить показательное уравнение относительно i.
КОЛИЧЕСТВО ВОЗМОЖНЫХ СОБЫТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ Задача. В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информации мы получим в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок. N = 128 i - ? Дано: Решение: 2 i = N 2 i = = 128 i = 7 бит Ответ: i = 7 бит
Домашнее задание § 1.3.1, Письменно: Задания 1.3, 1.4, стр. 28 Задания 1.5, 1.6, стр. 29
Практическая часть «Работа с фрагментами» Набрать и сохранить в личной папке стихотворение Ю.Тувим (выбрать наиболее рациональный способ)