Боброва Н. Н. учитель первой квалификационной категории МОУ « ООШ 8»
1. Образовательная. Познакомить с понятиями : « река », « исток », « устье », « речная система », « приток », « бассейн и водораздел ». Научить правильно показывать реки на карте. 2. Развивающая. Научить самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы и бассейны. Научить познавать природу с помощью метода ассоциаций. 3. Воспитательная. Воспитывать любовь к красоте и величию русской природы. Воспитывать чувство гордости за богатство и разнообразие природы России.
1. Организационный момент. 2. Подготовка учащихся к получению новых знаний. 3. Изучение новой темы урока. 4. Рефлексия. 5. Заключение.
1. Что такое река ? Река и её строение ( речная долина, русло, исток ). В России более 200 тысяч рек больших и малых. Каждая река имеет место где она начинается. Одни реки начинаются высоко в горах другие вытекают из болот, а третьи образуются от слияния двух рек. Знакомство с истоком Волги по рассказу Юрия Полозова. 2. Что такое устье и притоки. Как определить правые и левые притоки. 3. Работа с картой по определению истока, устья и притока реки. Игра « Я - река ».
4. Что такое бассейн и водораздел реки. Объяснения учителя с использованием макета. Показ по карте. Использование метода ассоциаций при изучении понятия « речная система ». 5. Физкультминутка. 6. Реки горные и равнинные. Самостоятельная исследовательская работа « Определение по учебной таблице признаков горной и равнинной реки с помощью инструктивной карточки ».
Инструктивная карточка. 1. Найти в атласе реки, изображенные на учебной таблице ( Колорадо и Амазонка ). 2. Установить протяженность рек. Сделать вывод. 3. По таблице определить ширину русла рек. Сделать вывод. 4. По учебной таблице определить скорость течения воды в каждой из рек. Сделать общий вывод о признаках горных и равнинных рек. 7. Реки Мурманской области. Просмотр учебного диска.
1. Подведение итогов урока : повторение основных понятий темы. 2. Работа с анимационным слайдом. Определение рек России по атласу.
Подпишите реки, назовите исток и устье каждой реки Самая длинная река РФ - ____________________ Самая многоводная - ____________________ Самая длинная река Европы - ____________________ Самая большая дельта - _________________
1. Выставление оценок в дневники и их комментарий. 2. Домашнее задание : нанеси на контурную карту реки, выучить определения темы и приготовить сообщение о любой реке ( по желанию ).