ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Выделяются три основных стадии: вызов, осмысление, рефлексия
Критическое мышление Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов ОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Задача первой стадии: заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его, вызвать уже имеющиеся знания.
Стадия вызова Деятельность учителя. Вызвать знания. Активизировать учащихся. Мотивировать для дальнейшей работы. Деятельность учащихся. Ученик вспоминает, систематизирует, задает вопросы на которые хотел бы получить ответы. Приемы и методы. «Корзина идей» Кластер Таблицы «Мозговой штурм».
На второй стадии идет работа непосредственно с информацией. Ученик должен воспринять информацию, усвоить ее. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.
Стадия осмысления. Учитель. Организует работу с новой информацией. Ученик. Активное чтение. Приемы и методы. Активное чтение, маркировка текста разными значками, составление таблиц.
Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.
Знаю Хочу Узнать Узнал
На третьей стадии -- рефлексии, информация анализируется, творчески перерабатывается.
Стадия рефлексии Учитель. Вернуть ученика к первоначальным записям, внести дополнения, дать задание на основе изученной информации. Ученики. Соотносят «новую» информацию со «старой», используя полученные при чтении знания. Приемы и методы. Заполнение кластеров, установление связей между блоками информации, заполнение таблиц, синквейн.